Клюзнер, Борис Лазаревич

14.12.2020

Борис Лазаревич Клюзнер

2 июня 1909, Астрахань — 21 мая 1975, п. Комарово, под Ленинградом. Советский композитор, ученик М. Гнесина и Д. Шостаковича, автор 4 симфоний, 4 концертов, камерной инструментальной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам.

Биография

Борис Лазаревич Клюзнер родился 2 июня 1909 года в Астрахани в семье оперного певца и музыкального педагога Лазаря Иосифовича Клюзнера (1872—1918) и художницы Любови Яковлевны Клюзнер (урождённой Гордель, 1877—1942?). Отец Бориса Клюзнера, окончивший с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию в 1900 году (класс вокала А. Котоньи и С. Габеля), выступал под псевдонимом Лавровский в С-Петербургском Императорском Мариинском театре, а также в оперных театрах Минска, Витебска и Тифлиса. После отказа принять православие был вынужден уйти из театра, покинуть С-Петербург и переехать с семьей в Астрахань, где с 1904 года он преподавал вокал в музыкальном училище. Погиб в 1918 году в Астрахани от случайной пули во время революционных беспорядков. Мать Бориса Клюзнера, Любовь Яковлевна Клюзнер (урожд. Гордель, 1877—1942?) была художником, работала на Ломоносовском фарфоровом заводе. Умерла в блокадном Ленинграде. Старший брат Б. Клюзнера погиб в Гражданскую войну. Средний брат погиб в Народном ополчении под Ленинградом в начале Великой Отечественной войны.

После гибели отца в 1918 году Клюзнеры вернулись в Петроград, на родину матери композитора. Здесь Борис Клюзнер окончил среднюю школу и с 1925 по 1927 год учился в музыкальной школе для взрослых им. Римского — Корсакова по классу фортепиано. С 1931 по 1934 год проходил срочную службу в армии в кавалерийском полку под Ленинградом. После демобилизации два года учился в строительном институте на архитектора.

С 1936 по 1941 год Клюзнер учился в Ленинградской консерватории. Его педагогом по композиции был М.Ф. Гнесин. На последнем курсе он учился у Дмитрия Шостаковича, с которым впоследствии дружил. В 1937 году, еще студентом 2 курса консерватории, Клюзнер был принят в Союз композиторов СССР.

С 1941 по 1945 год находился в действующей армии, закончил войну в Вене в чине старшего лейтенанта. Осенью 1945 года был демобилизован по ходатайству Союза композиторов СССР, подписанному Д. Шостаковичем, И. Дунаевским

и М. Гнесиным. Клюзнер преподавал композицию в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, руководил хоровыми самодеятельными коллективами.

Согласно воспоминаниям дружившего с Клюзнером Владимира Британишского, «после войны ему чуть было не дали Сталинскую премию за его Трио, но тут грянуло постановление о музыке (1948 г), вместо премии его сняли с должности заместителя председателя ленинградского Союза композиторов и обрекли на долгую опалу».

С 1955 по 1961 год Борис Клюзнер был членом правления Союза композиторов СССР (Ленинградское отделение). Г. Орлов писал: «Та эмоциональная напряженность, которая присутствует в его музыке, также характерна для Клюзнера в его публичных выступлениях. Будучи противником лжи, рутины и косности, он боролся за благородные добродетели своей профессии.» В 1961 году, после конфликта с руководством, он вышел из состава Союза композиторов СССР. В 1965 году при содействии Д. Шостаковича Клюзнер переехал в Москву и был принят в Московский союз композиторов, где на протяжении нескольких лет возглавлял приемную комиссию. Кроме того, в эти годы он был одним из руководителей семинара для молодых композиторов. Г. Орлов писал: «Обладая остроумием и глубоким пониманием, он был тактичным и интеллигентным руководителем семинара для молодых композиторов, проводимого Союзом композиторов СССР в подмосковном Иваново. ..»

В Комарово (под Ленинградом, ныне С-Петербургом) на улице Сосновой стоит старый деревянный дом с высокой крышей, который композитор построил сам по собственному проекту. В годы его строительства (1956-1965) невозможно было видеть Клюзнера без топора в руках, «композитор-плотник» - так он в шутку величал себя. После переезда в Москву он каждое лето (с 15 мая по 15 сентября) жил в Комарово, приезжал, брал топор в руки и оживал. Дом был его творением в области строительного искусства, и в те годы ему не было равных в Комарово, он стал местной достопримечательностью.

Умер Борис Клюзнер 21 мая 1975 года в Комарово от третьего инфаркта. Похоронен на кладбище в Комарово.

Музыку Бориса Клюзнера исполняли дирижеры Евгений Мравинский, Игорь Миклашевский, Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс.

К его произведениям обращались выдающиеся музыканты - исполнители Моисей Хальфин, Михаил Вайман, Борис Гутников, Татьяна Николаева, Гидон Кремер.

Борису Клюзнеру посвятили свои сочинения Александр Вустин («Памяти Бориса Клюзнера» для баритона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, 1977), Сергей Слонимский (Ф-п. трио "Памяти Бориса Клюзнера", 2000).

Характеристика творчества

С. Губайдулина: «… он был композитором самого высокого класса, самой большой смелости и бескомпромиссности… ».

Б. Тищенко: «… Я уверен, что настоящее творчество, такое, каковым является творчество Клюзнера, оно не исчезает. Позабыли – вспомнят! Он такой современный. Он опередил свое время просто. Я уверен, что судьба его творчества очень светлая… ».

В. Баснер: «… Когда мы с ним уже познакомились, он (Клюзнер) играл мне свои сочинения, и довоенные, то, что он писал еще, будучи студентом, и последние сочинения, и я понял, что я познакомился с выдающимся композитором, композитором исключительной индивидуальности, непохожим ни на кого, который шел своим путем… ».

Л. Раабен: «… По природе своего дарования Клюзнер романтик. Порывистая и нервная романтика характеризует строй его музыки. Клюзнера влекут к себе темы, развивающиеся экстатически; бурно раскрывающие перипетии большой душевной драмы. Его музыка патетична, сурова, достигая предела драматической напряженности…

…[в ней] многое в стилевом отношении напоминает Баха и Генделя. Клюзнер широко использует средства доклассического искусства, но только именно с позиций романтика, а не классициста. Нормативность классицистского мышления ему чужда, а баховско-генделевские приемы служат средством экспрессивного самовыражения и явно близки ему возможностями патетической импровизационной декламации. Вот почему его стиль с известным основанием можно назвать стилем современного «романтического неоклассицизма...».

С. Слонимский: «… Подобно своему учителю М. Гнесину, Клюзнер впитал и своеобразно преломил в остро экспрессивной мелодике и нервной ритмике некоторые свойства еврейской национальной культуры. Это проявилось у него иначе, чем, например, в мелодике В. Флейшмана или М. Вайнберга, связанной с конкретными пластами польско-еврейского фольклора. Музыка всех этих талантливых композиторов прочно опирается и на традиции русского симфонизма, европейской классики. Клюзнеру, в частности, близки поздние романтики — Брамс, Малер. Вместе с тем, у него немало отнюдь не «брамсианских» или «малерианских» нетерцовых гармоний, полиладовых наслоений и сдвигов, по-современному резких звучаний, созвучий-акцентов, любопытных находок в сфере мелоса и колорита, тембра, формообразующих средств… ».

Г. Орлов: «…Первые произведения Клюзнера выделяют его как лирического композитора, но он склонялся к выражению психологически обостренных, эмоциональных контрастов. Соответственно, его интересы были сосредоточены на вокальной, камерной и концертной музыке с пафосом, декламационным стилем и спонтанностью развития, что свидетельствует о следах Малеровского влияния. Со временем это влияние проявилось и в переходе к масштабным драматически сложным произведениям для голоса и оркестра; такие произведения занимали его вплоть до сочинения Четвертой симфонии (1972), в которой проявились черты ораториального стиля. Эта тенденция, переходящая от камерного стиля к оркестровому, проявляется в его адаптации виолончельной сонаты № 2 (1945) к двойному скрипичному концерту (1969), а также в двух песенных циклах – поэмах Багрицкого (1935-6) и английских песнях (1952-53), которые вновь возникли в виде четырехчастной поэмы "Времена года" (1968). Наиболее важные произведения Клюзнера, начиная со Скрипичного концерта (1950), имеют преобладающую серьезность тона, которая достигается за счет выразительного использования разнообразных средств. У него есть склонность к ясной полифонии, хотя нет прямого подражания установленным формам или более ранней музыке; его полифонический стиль часто мелодически текуч и экономичен, а также сдержан и глубок в выражении. Эти особенности особенно характерны для его произведений для сольных инструментов, таких как Скрипичный концерт и скрипичная соната (1962), в то время как полифония преобладает в более концентрированных, медитативных эпизодах других произведений. Быстрые и уверенные движения часто связаны с резким, диссонирующим Хиндемитским контрапунктом, как в фортепианной Сонате № 2 (1966). В кульминационных пассажах его оркестровых произведений полифония временами рождает сильные идеи, подчеркнутые эволюцией ударных партий; в Третьей симфонии (1966) это было достигнуто дополнительной группой электронных инструментов. Наряду с этим в произведениях, где вокальная музыка играет важную роль, встречаются широкие мелодии с характерным русским характером и четким и выразительным поэтическим метром. Хотя музыка Клюзнера в основном тональная, он использовал 12-тональные идеи, в основном как тематический материал, а также слои свободной структуры.…»..

Сочинения

Симфонии:

Первая симфония;

Вторая симфония (посвящена Евгению Мравинскому);

Третья симфония (стихи Г. Ясуеси, перев. В. Сикорский), женский хор, детский хор, оркестр, электронные инструменты;

Четвертая симфония (Э. Багрицкий, Н. Заболоцкий, В. Маяковский), бас, хор, оркестр.

Концерты:

Концерт для ф-но и оркестра;

Скрипичный концерт (первый исполнитель Михаил Вайман);

Двойной скрипичный концерт (первые исполнители Михаил Вайман и Борис Гутников);

Концертино для кларнета и оркестра.

Оркестровая музыка:

Три увертюры.

Вокально-оркестровая музыка:

«Времена года» (Э. Багрицкий, П. Б. Шелли), сопрано, баритон, оркестр, (оркестровая версия вокальных циклов);

Поэма о Ленине (С. Давыдов), баритон, хор, оркестр;

Монолог "Разговор с товарищем Лениным", (В. Маяковский), голос, симф. оркестр.

Камерная инструментальная музыка:

Соната для фортепиано №1;

Квинтет для струнного квартета и кларнета;

4 Прелюдии для фортепиано;

Соната для виолончели №1;

Соната для виолончели №2;

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели;

Ариэтта для скрипки и фортепиано;

Соната для скрипки и фортепиано;

Соната для фортепиано №2.

Камерная вокальная музыка:

Две поэмы на сл. Э. Багрицкого;

Шесть романсов на сл. А. Пушкина («Не дай мне бог сойти с ума», «Мой милый друг»; «Приметы», «Осень», «Телега жизни», «Желание»);

Три романса на сл. Н. Брауна; Романсы на сл. Р. Бернса, У. Вордсворта, Д. Китса, П. Шелли, Э. Верхарна.

Фильмография

  • 1958 — Ведьма
  • 1960 — Домой
  • 1965 — Авария
  • 1969 — Пятеро с неба
  • 1969 — Рассказы о Николае Черкасове
  • 1969 — Рядом с другом

Публикации

«Выступление на II-ом Всероссийском съезде советских композиторов», Советская культура (3 апреля 1957 г.);

«О Гнесине», Советская музыка (1968), № 6, с. 91-94.

Библиография

  • Р. Бунин и Н. Пейко: «О симфонии Клюзнера», Советская музыка (1957), №7, стр.30–34;
  • В. Соловьев-Седой: «Мелодия голоса», Известия (22 февраля 1958);
  • О. Томпакова: «Поэма о Ленине», Советская музыка (1958), №4, стр. 39–40;
  • Г. Орлов: Б. Клюзнер: Концерт для скрипки с оркестром (Ленинград, 1959); Русский советский симфонизм (Москва и Ленинград, 1966);
  • Л. Раппопорт: Б. Клюзнер: Симфония (Ленинград, 1960);
  • Г. Шантир: «Вторая симфония Бориса Клюзнера», Музыкальная жизнь (1967), №16, с.4 «Некролог», Советская музыка (1975), №.9;
  • М.Арановский: Симфонические искания, очерк четвертый: Симфония, слово и вокальные жанры, стр. 215-217;
  • Р. Слонимская: «Поэтика вокальной лирики Бориса Клюзнера» ( Музыка 20-го века в контексте культуры, Спб. 1995, 83-93);
  • «Борис Клюзнер». в: Дон Майкл Рэндел (Hrsg.): Гарвардский биографический словарь музыки. Harvard University Press, Cambridge 1996, S. 453;
  • М.Арановский: Музыка, мышление, жизнь. Статьи, интервью, воспоминания, ГИИ 2012 год, стр. 402;
  • Яша Немцов: Клюзнер Борис Лазаревич.(https://www.mgg-online.com/article?id=mgg0730 5): MGG Online (требуется подписка);
  • Boris Yoffe: Im Fluss des Symphonischen (Борис Иоффе: В потоке симфонического/. Wolke, Hofheim 2014, ISBN 978-3-95593-059-2. /стр. 223, 233–238, 240, 298, 300, 462, 472, 475, 477, 482, 505, 509, 596/.
  • Francesc Serracanta: Eintrag in Historia de la sinfonia (Франческ Серраканта: Введение в историю симфонии) (http://www.historiadelasinfonia.es/naciones/la-sinfonia-en-rusia/otros-compositores/klyuzner/), Барселона 2017.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: