Уотерс, Роджер


Джордж Роджер Уотерс (англ. George Roger Waters; 6 сентября 1943, Грейт-Букхем, Суррей, Великобритания) — британский рок-музыкант, вокалист, бас-гитарист, композитор, поэт.

Наиболее известен как один из основателей (конец 1965 года) и лидеров (с конца 1967 до ухода в 1984 году) группы Pink Floyd. В период своего лидерства он являлся автором подавляющего большинства текстов и значительной части музыки, а также основным идеологом группы и главным автором самого известного концептуального альбома группы The Wall. С середины 1970-х между музыкантами в группе началось постепенное ухудшение отношений, а доля Уотерса в сочинении альбомов продолжала возрастать, сводя остальных музыкантов порой лишь к роли аранжировщиков. Следствием этого стал уход из Pink Floyd в 1981 году клавишника Ричарда Райта, а на последовавшем за этим альбоме The Final Cut Уотерс стал практически единственным автором.

В 1985 году Уотерс покинул группу, решив, что она исчерпала себя. Музыкант полагал, что без него коллектив окажется нежизнеспособен, однако новый лидер — гитарист Дэвид Гилмор, решил иначе: он пригласил большое количество сессионных музыкантов, вернул в группу Райта и начал запись нового альбома, что вызвало решительный протест со стороны Уотерса. Между Pink Floyd и Уотерсом началась неизбежная в такой ситуации информационная перепалка. Уотерс даже подал на оставшихся музыкантов в суд, с целью запретить им использовать название Pink Floyd, однако проиграл процесс.

Отношения между Уотерсом и его бывшими коллегами по Pink Floyd были частично восстановлены лишь в 2005 году, когда они выступили в классическом составе на благотворительном концерте Live 8 в Лондоне. Этот концерт стал последним публичным выступлением группы в составе из четырёх музыкантов. После этого Уотерс несколько раз выступал совместно с Дэвидом Гилмором, однако ряд высказываний обоих музыкантов в прессе даёт основания думать, что конфликт между ними нельзя считать полностью исчерпанным.

Во время сольной карьеры Уотерс выпустил четыре студийных альбома The Pros and Cons of Hitch Hiking (1984), Radio K.A.O.S. (1987), Amused to Death (1992) и Is This the Life We Really Want? (2017), а также оперу Ça Ira (2005) посвящённую событиям Французской революции и переосмысление оперы Стравинского — The Soldier’s Tale (2018). В 1990 году он стал организатором одного из самых масштабных рок-концертов в истории, The Wall Live in Berlin, с аудиторией более 450 000 человек. С 1999 года Уотерс занимается активной гастрольной деятельностью — в 2012 году став самым коммерчески успешным сольным исполнителем с его турне The Wall Live. Помимо этого он является членом Зала славы рок-н-ролла (1996), а также Музыки Великобритании (2005), в качестве участника Pink Floyd.

Биография

Детство и юность

Родился 6 сентября 1943 года в деревне Грейт-Букхем (графство Суррей), был вторым сыном в семье. Отец Эрик Флэтчер Уотерс, (Eric Fletcher Waters, 1913—1944) и мать Мэри (1914—2009), школьные учителя по профессии, были коммунистами (в дальнейшем сам Уотерс на всю жизнь сохранил левые взгляды) и набожными христианами. Его отец, сын шахтёра-лейбориста, первоначально был отказником совести и вместо прохождения службы, во время Второй мировой войны, водил машину скорой помощи.

Впоследствии отец Уотерса пересмотрел свои пацифистские взгляды и пошёл воевать на фронт — 11 сентября 1943 года его зачислили в 8-й батальон королевских фузилёров британской территориальной армии в звании второго лейтенанта. Он был убит пятью месяцами позже, 18 февраля 1944 года в Априлии, во время битвы при Анцио, когда Роджеру было пять месяцев, похоронен на военном кладбище Кассино. 18 февраля 2014 года Уотерс открыл памятник своему отцу и другим жертвам сражений в Априлии и был объявлен почётным гражданином Анцио. После смерти мужа Мэри Уотерс переехала с двумя сыновьями в Кембридж и воспитывала их там. По словам Уотерса, его самым первым детским воспоминанием является празднование Дня победы над Японией.

Уотерс учился в кембриджской начальной школе Morley Memorial Junior School, а затем в Кембриджширской средней школе для мальчиков (ныне Колледж Хилс Роуд Сикст Форм) вместе с Сидом Барреттом, в то время как будущий гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор жил неподалёку на Милл-Роуд и посещал школу Перса. В 15 лет Уотерс стал председателем кембриджской молодёжной кампании за ядерное разоружение (YCND), разработав для неё рекламный плакат и приняв участие в её формировании. С детства он страстно увлекался спортом и был одним из ведущих игроков в школьных командах по крикету и регби. Уотерсу не нравилось учёба в школе, впоследствии он вспоминал: «Я ненавидел каждую секунду, за исключением игр [на переменах]. Режим в школе был крайне деспотичным … те же дети, которые подвергались издевательствам со стороны своих сверстников, также были подвержены нападкам со стороны учителей». Кембриджские сверстники запомнили Уотерса как остроумного и внешне самоуверенного, «до надменности», парня; однако «Уотерс так никогда и не реализовал свои великолепные потенциальные возможности» — было написано в выпускном школьном отчёте.

В подростковом возрасте Уотерс любил возиться с игрушечным оружием и стрелять из настоящего. Кроме того ему нравилось слушать по ночам приёмник, настроенный на частоту американских военных радиостанций, находящихся в Великобритании, а также «Радио Люксембурга» — 30 лет спустя воспоминания об этом лягут в основу его альбома Radio K.A.O.S.. Первыми записями, которые купил Уотрес были пластинки американских блюзовых музыкантов — Ледбелли, Билли Холидей и Бесси Смит. Однако, вскоре он двинулся в сторону более современного блюза и джаза — «всё, кроме рок-н-ролла». Также, он был одним из немногих подростков того времени, который не коллекционировал «сорокопятки». Уотерс является страстным поклонником футбольного клуба «Арсенал» и по его словам «с 1968-го по 1975-ходил на все домашние матчи этой команды, если бывал в Лондоне», он даже ссылается на своё увлечение в одной из строчек песни «Money».

С двумя другими будущими сооснователями Pink Floyd, Ником Мейсоном и Ричардом Райтом, Уотерс познакомился во время учёбы на архитектурном факультете Лондонского политехнического института на Риджент-стрит (ныне Вестминстерский университет). Уотерс поступил туда в 1962 году, после того как хорошо проявил себя для этой сферы в тестах на проверку способностей, хотя первоначально подумывал о карьере инженера-механика.

1965—1985: Pink Floyd

Эра Барретта

К сентябрю 1963 года Уотерс и Мейсон потеряли интерес к учёбе и переехали в квартиру на Стэнхоуп-Гарденс, 39, близ Крауч-Энда, которая принадлежала Майку Леонарду, внештатному преподавателю Политехнического института и Колледжа искусств Хорнси, расположенного неподалёку. Уотерс, Мейсон и Райт впервые сыграли вместе в конце 1963 года, в группе, созданной вокалистом Китом Ноублом и басистом Клайвом Меткафом. Уотерс был ритм-гитаристом, Мейсон играл на ударных, а Райт — на любых клавишных, которые подворачивалась под руку (так как оборудование было очень дорогим); время от времени к ним присоединялась сестра Ноубла — Шейла, в качестве дополнительной вокалистки. Первоначально секстет назывался «Sigma 6», хотя вскоре был переименован «The Meggadeaths». В первые годы своего существования группа выступала на частных вечеринках и репетировала в чайной, расположенной в подвальном помещении Политеха на Риджент-стрит.

В сентябре 1963 года Меткалф и Ноубл решили уйти из группы, чтобы создать свою собственную; в свою очередь, оставшиеся музыканты пригласили на освободившиеся места Барретта и Боба Клозе. Клоуз взял на себя роль гитариста, а Уотерс перешёл на бас, и к январю 1964 года группа стала известна как «The Abdabs» (или «The Screaming Abdabs»). На протяжении 1964 года ансамбль сменил ещё несколько названий, включая «Leonard’s Lodgers», а также «The Spectrum Five», прежде чем музыканты окончательно остановились на «The Tea Set». В середине 1965 года Клоуз покинул группу, что было связано с постоянным давлением на него со стороны родителей и советами преподавателей колледжа, после чего Барретт взял на себя функцию ведущего гитариста. В конце того же года группа впервые представилась публике как «The Pink Floyd Sound». Барретт придумал это название после того, как узнал, что на одном из их совместных концертов должна была выступить ещё одна группа «The Tea Set». Новое название происходило от имён двух блюзовых музыкантов, чьи пластинки имелись в коллекции Барретта — Пинка Андерсона и Флойда Каунсила.

К началу 1966 года Барретт стал фронтменом и основным автором песен коллектива, чьё название было сокращено до «Pink Floyd». Именно с его подачи были сочинены практически все композиции дебютного студийного альбома группы, The Piper at the Gates of Dawn, выпущенного в августе 1967 года. Уотерс написал для пластинки песню «Take Up Thy Stethoscope and Walk», которая являлась его первой сольной композицией. К концу 1967 года ухудшение психического состояния Барретта и его неустойчивое поведение сделали его «неспособным или нежелающим» продолжать работу в качестве вокалиста и ведущего гитариста Pink Floyd. В начале марта 1968 года музыканты провели собрание вместе с менеджерами Питером Дженнером и Эндрю Кингом из управляющей компании «Blackhill Enterprises», чтобы обсудить будущее коллектива. В итоге Барретт согласился покинуть Pink Floyd, а группа — «на передачу „Blackhill“ на неограниченный срок всех прав на свои прошлые записи». В апреле 1968 года новый менеджер коллектива, Стив О’Рурк, официально объявил о смене Барретта на гитариста Дэвида Гилмора.

Эра Уотерса

Роджер Уотерс выступает на сцене Лидского университета 28 февраля 1970 года. Это шоу стало одним из первых, во время которого Pink Floyd исполнили композицию (сюиту) «Atom Heart Mother»

После ухода Барретта бремя выбора тематики текстов и творческого направления Pink Floyd перешло к Уотерсу. Он стал основным автором песен, разделив функции ведущего вокалиста с Гилмором (и иногда с Райтом). На протяжении всей второй половины 1970-х Уотерс являлся доминирующей творческой фигурой в группе, вплоть до своего ухода в 1985 году. Он написал большую часть текстов к пяти альбомам Pink Floyd, начиная с The Dark Side Of The Moon (1973) и заканчивая The Final Cut (1983) (каждый из которых был концептуальным), в то же время проявляя всё более авторитарный творческий контроль над группой и её музыкой. The Dark Side Of The Moon, тексты песен которого были сочинены Уотерсом единолично, стал одним из самых коммерчески успешных рок-альбомов в истории музыки; он занял 1-е место в главном американском чарте Billboard 200, продержавшись в нём рекордные четырнадцать лет, и разошёлся тиражом более 45 миллионов копий по всему миру. Помимо этого, пластинка заняла 3-е место в числе самых продаваемых студийных альбомов в мире и 26-е — среди бестселлеров в США. В 1970 году Уотерс записал альбом Music from The Body, в сотрудничестве с авангардным композитором Роном Гизином, который стал саундтреком к документальному фильму «Тело» режиссёра Роя Баттерсби.

Уотерс был автором основообразующих идей, которые стали отправной точкой для создания концептуальных альбомов The Dark Side Of The Moon (1973), Wish You Were Here (1975), Animals (1977) и The Wall (1979), большая часть текстов которых была сочинена им самостоятельно, а также The Final Cut (1983), в котором он являлся основным автором. На протяжении всей своей карьеры музыкант возвращался к темам разрушительных последствий войн и потери своего отца, начиная с ранних композиций «Corporal Clegg» (A Saucerful of Secrets, 1968) и «Free Four» (Obscured by Clouds, 1972) и заканчивая более поздними песнями — «Us and Them» с альбома The Dark Side of the Moon и «When the Tigers Broke Free», которая первоначально прозвучала в саундтреке к художественному фильму «Стена» (1982), а впоследствии фигурировала в пластинке The Final Cut, наряду с композицией «The Fletcher Memorial Home», посвящённой отцу Уотерса. Между тем, на содержание альбома The Wall в немалой степени повлияли реалии воспитания в британском послевоенном обществе, в котором остро ощущалось нехватка мужчин.

Двойной альбом The Wall, почти полностью созданный Уотерсом самостоятельно, в значительной степени основывался на его биографии (хотя отчасти был вдохновлён судьбой Сида Барретта). Для работы над ним были наняты продюсер Боб Эзрин и карикатурист Джеральд Скарф, который выступил иллюстратором обложки и мультипликационных вставок в фильме «Стена». По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, в Соединённых Штатах было продано более 23 миллионов копий альбома, что делает его один из трёх самых продаваемых пластинок за всю историю американской музыкальной индустрии. В поддержку альбома было организовано масштабное турне под названием The Wall Tour, которое проходило в таких городах, как Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Лондон и Дортмунд. Финальное шоу гастрольного тура состоялось 16 июня 1981 года в Эрлс-корт, оно стало последними выступлением Уотерса с Pink Floyd до их краткого воссоединения на благотворительном концерте Live 8 состоявшимся 24 года спустя.

В марте 1983 года был выпущен последний совместный проект, записанный тандемом Уотерса, Гилмора и Мейсона — The Final Cut (к тому моменту Райт был вынужден уйти из коллектива из-за давления Уотерса, который пенял на низкий творческий вклад музыканта). Альбом имел подзаголовок: «Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса в исполнении Pink Floyd». На этот раз Уотерс единолично сочинил не только все тексты, но и всю музыку для альбома. Его тексты критиковали правительство консервативной партии, правящее в тот период, и лично премьер-министра Маргарет Тэтчер. На тот момент у Гилмора не было нового материала, поэтому он попросил Уотерса отложить запись до тех пор, пока он не напишет несколько песен, однако Уотерс ответил ему отказом. По словам Мейсона, после борьбы за власть в группе и творческих споров по поводу альбома имя Гилмора «исчезло» из числа продюсеров, хотя ему сохранили продюсерские отчисления. Журнал Rolling Stone поставил пластинке высшую оценку, рецензент Курт Лодер назвал её «превосходным достижением […] величайшей вершиной арт-рока». При этом публицист рассматривал запись как «по сути, сольный проект Уотерса».

Уход Уотерса и судебные баталии

В 1985 году Уотерс покинул Pink Floyd из-за творческих разногласий, после чего начал судебную тяжбу с группой по поводу дальнейшего использования их названия и материала. В декабре Уотерс написал письмо руководству EMI и Columbia о том, что он уходит из Pink Floyd, и попросил освободить его от дальнейших контрактных обязательств. В октябре 1986 года он обратился в Верховный суд с целью распустить группу и прекратить использование названия Pink Floyd, объявив коллектив «выдохшейся творческой единицей». Однако Гилмор и Мейсон выступили против этого заявления, заявив о своём намерении продолжать выступать под прежним названием. Впоследствии Уотерс утверждал, что он был вынужден покинуть группу, как и Райт несколькими годами ранее, основываясь на юридических соображениях, подчеркнув: «Если бы я этого не сделал, финансовые издержки полностью бы меня уничтожили». По слухам, каждый день судебных разбирательств обходился музыканту в 5000 фунтов. На что один из критиков язвительно заметил: «Если бы все свои силы и деньги они бросили бы на запись совместной пластинки, то пользы было бы больше, чем от ежедневных поездок в суд». В декабре 1987 года стороны достигли юридического соглашения: Мейсон и Гилмор сохранили за собой привилегии бессрочно использовать название Pink Floyd, а Уотерс получил эксклюзивные права на концепцию шоу The Wall и на спецэффекты своего авторства. По прошествии лет Мейсон вспоминал:

Уотерс был освобождён от своего контрактного обязательства, согласно которому ему не полагались роялти за уже выпущенный материал, если он отказывался записывать с Pink Floyd новые альбомы. После ухода музыканта группа выпустила ещё три студийных пластинки: A Momentary Lapse of Reason (1987), The Division Bell (1994) и The Endless River (2014). В 2005 году Уотерс так высказался об их почти 20-летней вражде: «Я не считаю, что кто-то из нас вышел победителем из тех событий 1985 года… Это было плохое, негативное время, и я сожалею о своём участии в этом противостоянии». В 2013 году музыкант заявил, что сожалеет о судебном иске, подчёркивая:

1984—настоящее время: сольная карьера

1984—1989: «The Pros and Cons of Hitch Hiking» и «Radio K.A.O.S.»

В 1984 году Уотерс выпустил свой первый сольный диск The Pros and Cons of Hitch Hiking, считающийся «одним из самых литературных альбомов в истории рок-музыки», в котором выражал свои мысли по поводу идей моногамии и принципов семейной жизни в сравнении с «необузданным зовом природы». Его главный герой, Редж, в конце повествования делал выбор в пользу любви и брака вместо распущенности и аморальности. В создании альбома принимали участие гитарист Эрик Клэптон и джазовый саксофонист Дэвид Сэнборн, оформлением обложки вновь занимался Джеральд Скарф. Этот альбом «с вопиющим отсутствием мелодий» привёл поклонников Pink Floyd в замешательство, а изображение «голой голосующей нимфетки» на обложке вызвало протесты со стороны феминисток. Пластинка получила разгромные рецензии прессы, так, Курт Лодер из журнала Rolling Stone написал, что она довела «обычную желчность Уотерса» до «музыкальной чепухи», поставив ей самую низкую оценку — один балл. Тем не менее, по прошествии лет в своём обзоре для AllMusic Майк Деган похвалил «гениальный символизм» альбома и «блестящее использование потока сознания в области подсознания», оценив его в четыре балла из пяти.

В поддержку альбома был организован концертный тур с новой гастрольной группой, в которой также участвовал Клэптон, и новой подборкой материала, включающей ряд старых композиций Pink Floyd. Уотерс начал выступления в Стокгольме 16 июня 1984 года. Однако билеты на концерты продавались плохо и некоторые шоу в крупных городах были отменены; по подсчётам Уотерса, его потери от этих гастролей составили 400 000 фунтов стерлингов. Большинство обозревателей сходилось во мнении, что материал альбома был более эффектным на сцене, нежели на виниле, хотя главный редактор Rolling Stone Дэвид Фрике считал эти шоу «раздражающим слух эхом и прозрачным намёком на то, что Роджер Уотерс и был настоящим Pink Floyd». В марте 1985 года музыкант начал вторую серию североамериканских концертов — North America Tour 1985 — на этот раз выступая на небольших площадках вместе с командой, собранной из музыкантов его предыдущего турне, а также с ветеранами гастрольных туров Pink Floyd. К тому времени The Pros and Cons of Hitch Hiking получил «золотую» сертификацию в Соединённых Штатах.

В 1986 году Уотерс сочинил песни и партитуру для саундтрека к анимационному фильму «Когда дует ветер», основанному на одноимённом комиксе писателя Рэймонда Бриггса. Во время записи музыканту аккомпанировала собранная им группа The Bleeding Heart Band, в которую, среди прочих, входил Пол Кэррак. В 1987 году Уотерс выпустил второй сольный диск — Radio K.A.O.S., концепция альбома базировалась на сюжете о немом человеке по имени Билли из обедневшего валлийского шахтёрского городка, который развивает в себе способность настраиваться на любые радиоволны без помощи радиоприёмника. Используя синтезаторы речи он начинает общаться с радио-ди-джеем, со временем совершенствуя свои сверхъестественные способности до такой степени, что «начинает контролировать самые мощные компьютеры». В итоге, будучи недовольным окружающей обстановкой в мире, он симулирует ядерную атаку, чтобы заставить страны разоружиться. Уотерс посвятил альбом «всем тем, кто обнаружил себя в тисках монетаризма», обрушившись с критикой на «рыночные силы» и то обстоятельство, что современный подход «информация есть власть» лишает людей возможности конкурировать на этом рынке. Radio K.A.O.S., который задумывался как пластинка, концертное шоу и фильм, получил смешанные отзывы от музыкальной прессы. Так рецензент Rolling Stone назвал альбом «не идеальным, но мощным». Некоторые из рецензентов сочли его концепцию «перемудрённой» и «притянутой за уши». Также критике подверглась музыкальная составляющая альбома, звукорежиссёр Ник Гриффитс сетовал: «Меня не покидает ощущение, что здесь бы действительно не помешала хорошая партия гитары». В свою очередь, Гиилмор оценил этот диск словами: «Много электроники, а музыки нет». Вслед за релизом пластинки, в том же году, последовал очередной концертный тур.

1989—1999: «The Wall — Live in Berlin» и «Amused to Death»

В ноябре 1989 года пала Берлинская стена, а в июле 1990 года Уотерс организовал один из самых масштабных и сложно спроектированных концертов в истории рок-музыки, The Wall Live in Berlin, впоследствии названное крупнейшим культурным и политическим событием в Европе на уровне Вудстока и Live Aid. Шоу проходило в самом центре города — на пустыре между Потсдамской площадью и Бранденбургскими воротами. По официальным данным концерт посетило более 200 000 человек, хотя по некоторым оценкам — их было в два раза больше, ещё около миллиарда телезрителей посмотрели его в прямом эфире. Идея мероприятия возникла у Уотерса после встречи с Леонардом Чеширом, который попросил его об организации концерта с целью сбора средств на благотворительность. В итоге, автором The Wall были приглашены пара дюжин «легендарных музыкантов», в том числе: Джони Митчелл, Ван Моррисона, Синди Лопер, Брайана Адамса, группу Scorpions и Шинейд О’Коннор. Помимо этого, при помощи Чешира, он смог задействовать в представлении Восточно-Германиский симфонический оркестр и хор, Сводный военный оркестр Советской Армии Западной группы войск, а также пару вертолётов из 7-й воздушно-десантной эскадрильи США. Спроектированная архитектором Марком Фишером стена представляла собой огромное сооружение расположенное поперёк съёмочной площадки — 25 метров в высоту и 170 метров в длину, также для шоу были воссозданы надувные марионетки Скарфа, в увеличенном масштабе (получившие статус самых больших кукол, сделанных когда-либо). Несмотря на то, что многие звёзды получили приглашение на концерт, среди них не фигурировали Гилмор, Мейсон и Райт. Благодаря продаже прав на съёмки, а также выпуску видео и двойного концертного альбома, получившего «платиновый» статус в США, затраченные на организацию шоу 8 000 000 долларов были возвращены с лихвой.

В 1990 году Уотерс нанял менеджера Марка Фенвика и покинул EMI, чтобы заключить контракт с новым лейблом — Columbia. В 1992 году он выпустил свой третий сольный студийный альбом Amused to Death. На содержание этой записи сильно повлияли протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и Война в Персидском заливе, а также критика телевидения, которое превращает понятие «войны» в предмет развлекательной сферы. Название альбома было вдохновлено книгой Нила Постмана «Развлекаемся до смерти», посвящённой проблемам взаимоотношений средств массовой информации и властей. По словам Уотерса, его главной мыслью было то, что: «Когда телевидение становится коммерческим и превращается в источник получения прибылей, то оно делает нашу жизнь банальной и бесчеловечной». Сопродюсером пластинки выступил Патрик Леонард, ранее работавший с Гилмором и Мейсоном над A Momentary Lapse of Reason. Альбом был записан на десяти различных студиях звукозаписи при участии сессионных музыкантов, одним из которых был гитарист Джефф Бек. В итоге Amused to Death стал самым восокооценённым релизом в сольной дискографии Уотерса, многие критики сравнивали его с творчеством музыканта периода Pink Floyd. Сам Уотерс описал проделанную им работу как «потрясающую», назвав альбом одним из лучших в своей карьере и поставив его в один ряд с The Dark Side Of The Moon и The Wall. Ведущий сингл пластинки, «What God Wants, Pt. 1», добрался до 35-го места в британском чарте и отметился на 5-й строчке американского хит-парада Hot Mainstream Rock Tracks. Хотя альбом получил «серебряную» сертификацию на родине автора, а его продажи превысили отметку в 1 000 000 долларов, турне в его поддержку не последовало. Витоге, Уотерс впервые исполнит материал из этой пластинки только спустя семь лет во время гастрольного тура In The Flesh. В 1996 году музыкант был включён в Зал славы рок-н-ролла в качестве члена группы Pink Floyd.

1999—2004: In the Flesh tour и постановка «The Wall» на Бродвее

В 1999 году, после 12-летнего перерыва в гастролях и семилетнего отсутствия в музыкальной индустрии, Уотерс отправился в турне In The Flesh, подготовив для него как сольный материал, так и проверенные временем композиции Pink Floyd. Тур, первоначально проходивший на территории Северной Америки, пользовался большим успехом у публики; хотя первоначально бронировались небольшие концертные залы, спрос на билеты был столь велик, что многие выступления были перемещены в более крупные помещения. В связи с большим успехом первого тура, были организованы ещё два — второй американский (2000) и международный (2002), с частично изменённым сет-листом; в общей сложности продлившись три года. Впоследствии записи сделанные во время турне легли в основу материалов выпущенных на CD и DVD под названием In the Flesh – Live. На протяжении тура Уотерс исполнял две новые песни, «Flickering Flame» и «Each Small Candle», во время выхода «на бис» в конце многих шоу. Гастроли закончились в июне 2002 года финальным концертом перед 70 000 аудиторией на фестивале Гластонбери, Уотерс исполнил 15 песен Pink Floyd и пять композиций из своего сольного каталога.

В 2004 году компания Miramax объявила о планах создания бродвейской постановки по мотивам альбома The Wall, при непосредственном участии Уотерса в качестве сценариста и аранжировщика. По словам одного из идейных вдохновителей проекта Тимоти Моттолы: «Есть не так много проектов пластинок „The Wall“. Прошло больше двадцати лет с её первого выхода, но „The Wall“, преодолевая социально-экономические и политические границы, остаётся интересной людям разных поколений». В ночь на 1 мая 2004 года, по случаю крупнейшего разового расширения Европейского Союза, на Мальте (одной из стран получивших членство) были исполнены отрывки, в том числе увертюра, из предстоящей оперы Уотерса Ça Ira. Они были смикшированны в одно цельное произведение прозвучавшее в качестве аккомпанемента к масштабному световому и фейерверк-шоу немецкого постановщика Герта Хофа, состоявшемуся в Великой гавани города Валлетты. В июле 2004 года Уотерс опубликовал в интернете два новых трека: «To Kill The Child», вдохновлённый американским вторжением в Ирак, и «Leaving Beirut», антивоенную песню, навеянную его путешествиями по Ближнему Востоку в подростковом возрасте.

2005—2015: воссоединение Pink Floyd, «Ça Ira» и дальнейшие гастроли

Роджер Уотерс (крайний справа) выступает с Pink Floyd на Live 8, 2 июля 2005 года

2 июля 2005 года Уотерс воссоединился с Мейсоном, Райтом и Гилмором для совместного выступления на благотворительном концерте Live 8, проходившем в лондонском Гайд-парке. Шоу стало первым воссоединение всех четырёх участников «золотого» состава Pink Floyd впервые за 24 года, и как оказалось — последним. Обсуждение списка композиций прошло за 10 дней до концерта, репетиции заняли три дня. Музыканты отыграли 23-минутный сет, состоящий из четырёх песен — «Breathe», «Money», «Comfortably Numb», а также «Wish You Were Here», перед исполнением которой Уотерс обратился к публике со словами:

Позднее в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс бас-гитарист заявил, что, хотя совместное выступление с Pink Floyd оказалось для него положительным опытом, шансы на полноценное воссоединение группы являются весьма «призрачными», учитывая сохранившиеся музыкальные и идеологические разногласия между ним и Гилмором. Несмотря на то, что у Уотерса и остальных музыкантов были разные представления относительного того, какие песни должны были прозвучать на их выступлении, он «согласился уступить ради одного концерта». В ноябре 2005 года Pink Floyd были введены в Зал славы музыки Великобритании Питом Таунсендом из группы The Who.

В сентябре 2005 года Уотерс выпустил альбом Ça Ira (произносится как [sa iˈʁa] — с французского переводится как «Всё будет хорошо»; Уотерс добавил подзаголовок «Есть надежда» [англ. «There is Hope»]) — оперу в трёх действиях, основанную на либретто покойного французского поэта Этьена Рода-Жиля (сочинённого в соавторстве с его женой Надин Делайе), сюжет которой базировался на исторических событиях начала Великой французской революции. Уотерс начал переводить либретто на английский язык в 1989 году, так прокомментировав его структуру: «Я всегда был большим поклонником хоровой музыки Бетховена, Берлиоза и Бородина … Она беззастенчиво романтична и связана с традицией начала XIX века, именно к этому [периоду] предрасположены мои вкусы в классической и хоровой музыке». Запись была выпущена в виде двойного альбома при участии баритона Брин Терфель, сопрано Ин Хуан и тенора Пола Гроувса. Уотерс несколько раз появлялся на телевидении, чтобы обсудить оперу, однако, как правило, вместо этого интервью сводились к его отношениям с бывшими коллегами по Pink Floyd, что музыкант «принимал как должное». По мнению биографа группы Марка Блейка это было «одним из свидетельств его преклонного возраста или двадцати лет преданной психотерапии». Опера Ça Ira достигла 5-го места в американском чарте Billboard Classical Music Chart, ориентированном на классическую музыку.

В июне 2006 года стартовал гастрольный тур Уотерса под названием The Dark Side Of The Moon Live, проходивший на территориях Европы (в июне) и Северной Америки (в сентябре). В первой половине шоу были представлены композиции Pink Floyd, а также сольный материал Уотерса, в то время как его вторая половина была посвящена полному исполнению альбома The Dark Side Of The Moon — впервые более чем за тридцать лет после концертов группы в поддержку этой пластинки. Выступление заканчивались исполнением «на бис» композиций с альбома The Wall. Дизайном освещения и постановкой шоу занимался режиссёр Марк Брикман, задействовав в концертном представлении лазерные установки, дымовые завесы, различную пиротехнику, видеопроекции с психоделическими мотивами, огромные надувные манекены (космонавт и свинья), управляемые отдельным оператором в костюме мясника, а также 360-градусную квадрофоническую звуковую систему. Во время некоторых выступлений к Уотерсу присоединялся ударник Ник Мейсон, как правило в финальном выходе «на бис». В январе 2007 года музыкант продолжил гастролировать, посетив Австралию, Новую Зеландию, Азию, Европу, Южную Америку, после чего вновь вернулся в Северную Америку в июне.

7 июля 2006 года из-за осложнений, связанных с диабетом, умер соучредитель Pink Floyd — Сид Барретт. 10 мая 2007 года в лондонском зале Barbican Centre состоялся концерт его памяти «Syd Barrett — Madcap’s Last Laugh», организованный Джо Бойдом и другом Гилмора Ником Лэрд-Клаузом. В мероприятии, среди прочих, приняла участие вся четвёрка Pink Floyd: трио Гилмор, Мейсон, Райт, а также Уотерс — сольно, что ещё раз подтвердило факт о невозможности воссоединения Pink Floyd (после смерти Райта в 2008 году эта призрачная возможность была окончательно утрачена). Бас-гитарист сыграл композицию «Flickering Flame», из сольного репертуара, в свою очередь трио исполнило давнишнюю песню своего бывшего лидера — «Arnold Layne». Во время выступления название Pink Floyd не упоминалось.

В 2007 году новая песня Уотерса — «Hello (I Love You)» — была включена в саундтрек научно-фантастического фильма «Последняя Мимзи Вселенной». Она прозвучала на фоне финальных титров и впоследствии была выпущена в качестве сингла на CD, а также в цифровом варианте. Музыкант описал её как «песню, которая отражает основные темы фильма — столкновение лучших и худших инстинктов человечества и то, как невинность ребёнка может одержать верх [над злом]». В апреле 2008 года Уотерс выступил на фестивале Коачелла, а в декабре должен был стать одним из хедлайнеров концерта Live Earth в Мумбаи, однако, в свете террористических атак 26 ноября, мероприятие было отменено. В тот же период Уотерс обсуждал возможный выпуск новой пластинки под предварительным названием Heartland.

2010-настоящее время: «The Wall Live» и «Is This the Life We Really Want?»

Уотерс выступает в Барселоне в рамках турне The Wall Live (2011)

В июне 2010 года Уотерс выпустил кавер-версию протестной песни «We Shall Overcome» (вариант в аранжировке Гая Кэреуэна и Пита Сигера). 10 июле того же года он выступил вместе с Гилмором на благотворительном мероприятии, организованном фондом Hoping Foundation. Концерт, целью которого был сбор средств для палестинских детей, проходил в Kiddington Hall в Оксфордшире с аудиторией около 200 человек. Сет-лис музыкантов состоял из кавер-версии композиции Фила Спектора «To Know Him Is to Love Him», которая исполнялась Pink Floyd на саундчеках в начале их карьеры, а также песен «Wish You Were Here», «Comfortably Numb» и «Another Brick in The Wall (Part II)».

В сентябре 2010 года Уотерс отправился в гастрольный тур The Wall Live — обновлённую версию оригинального концертного шоу Pink Floyd, включающую полное исполнение альбома The Wall. В интервью агентству Ассошиэйтед Пресс, музыкант отметил, что этот тур, скорее всего, будет последним в его карьере, подчеркнув: «Я уже не так молод, как раньше. Я не такой, как Би Би Кинг или Мадди Уотерс. Я не великий вокалист и не великий инструменталист или кто-то в этом роде, но у меня все ещё пылает огонь внутри, и мне есть что сказать. Я ещё не спел свою лебединую песню, но вероятно, это будет она». Во время одного из шоу, проходившему 12 мая 2011 года на лондонском стадионе O2 Arena, Уотерс вновь воссоединился со своими бывшими коллегами. Музыкант исполнил композицию «Comfortably Numb» вместе с Гилмором (исполнившим гитарное соло), после чего в концерте также поучаствовал Мейсон — сыграв на тамбурине в песне «Outside The Wall», аккомпанируя вместе с Гилмором, сменившим гитару на мандолину, поющему Уотерсу. В первой половине 2012 года The Wall Live занял 1-е место среди самых прибыльных турне года с более 1,4 миллиона проданных билетов по всему миру, позволив Уотерсу обойти таких артистов, как Брюс Спрингстин и Мадонна. В 2013 году он был признан стал самым коммерчески успешным туром среди сольных исполнителей в истории. 12 декабря Уотерс выступил на Концерте в поддержку пострадавших от урагана «Сэнди», состоявшемся в Мэдисон-Сквер-Гардене. 24 июля 2015 года Уотерс стал хедлайнером Ньюпортского фолкового фестиваля, музыканту аккомпанировала группа My Morning Jacket и два вокалиста из проекта Lucius.

3 мая 2016 года Уотерс был объявлен одним из хедлайнеров музыкального фестиваля Desert Trip, выступив там дважды — 9 и 16 октября. В том же месяце музыкант объявил, что проведёт в 2017 году ещё одно турне по Северной Америке — Us + Them Tour, планируя исполнять в нём как собственный материал, так и композиции Pink Floyd. Название гастрольного тура было вдохновлено композицией «Us and Them» с альбома The Dark Side of the Moon. 2 июня 2017 года Уотерс прервал почти 25-летнюю творческую паузу и выпустил новый сольный альбом Is This the Life We Really Want?. В создании пластинки принимал участие Найджел Годрич, бессменный продюсер группы Radiohead, он раскритиковал более раннее творчество музыканта призвав его записать более ёмкий диск, демонстрирующий силу его текстов. Промоушен пластинки проходил в рамках турне Us + Them Tour. В 2018 году Уотерс рассказал о своей работе над переосмыслением оперы «История солдата» Игоря Стравинского, вместе с музыкантами Фестиваля камерной музыки в Бриджхемптоне, в которой он выступил в качестве рассказчика, а также озвучил всех персонажей. Релиз проекта состоялся 26 октября на лейбле Sony Classic Masterworks под названием — Igor Stravinsky’s The Soldier’s Tale. 18 апреля 2019 года Уотерс присоединился к новой группе Ника Мейсона Nick Mason’s Saucerful of Secrets, исполнив вокал к песне «Set the Controls for the Heart of the Sun» во время выступления ансамбля на сцене нью-йоркского концертного зала «Beacon Theatre».

Личная жизнь

В 1969 году Уотерс женился на Джудит Трим, с которой был знаком с детских лет, преуспевающей художнице по керамике; она фигурировала в буклете обложки оригинального альбома Ummagumma (1969), однако её изображение было убрано из его последующих переизданий на компакт-диске. У пары не было детей, и в 1975 году они развелись. Трим умерла в 2001 году.

В 1976 году Уотерс женился на леди Кэролайн Кристи, племяннице третьего маркиза Зетланда. В этом браке у Уотерса родился сын, Гарри, музыкант, который играет на клавишных инструментах в гастрольной группе своего отца с 2006 года, и дочь, Индия, которая работает моделью. Кристи и Уотерс развелись в 1992 году. В 1993 году музыкант женился на Присцилле Филлипс; у них родился сын, Джек Флетчер. Этот брак распался в 2001 году. В 2004 году Уотерс обручился с актрисой и режиссёром Лори Дарнинг (родилась в 1963 году); они поженились 14 января 2012 года, однако в сентябре 2015 года пара подала на развод.

Уотерс является атеистом.

Политические взгляды и активизм

Израиль и Палестина

В июне 2009 года Уотерс выступил против израильского разделительного барьера на западном берегу реки Иордан , в том же году пообещав поддержать Марш за свободу Газы. В 2011 году он объявил, что присоединился к движению «Бойкота, изоляции и санкций Израиля» (BDS), тем самым выразив протест против израильской оккупации палестинских территорий. По словам Уотерса, он был разочарован внешней политикой Великобритании в отношении Израиля. В октябре 2016 года Уотерс потерял спонсорский контракт на 4 000 000 долларов после того, как компания American Express отказалась финансировать его предстоящее турне по Северной Америке из-за антиизраильской риторики музыканта на предыдущем фестивале, спонсируемом этой организацией. В ноябре 2016 года к позиции American Express присоединилась компания Citibank: «Наша организация больше не является спонсором предстоящего гастрольного тура Роджера Уотерса. […] Ранее мы организовывали ограниченную предварительную продажу билетов для держателей наших банковских карт на определённые концерты. […] Предварительная продажа закончилась, и мы не планируем продолжать сотрудничать с [Уотерсом] в будущем».

В 2013 году директор Антидиффамационной лиги Авраам Фоксман обвинил Уотерса в антисемитизме за его поддержку BDS и за заявления музыканта, что нынешняя палестинская ситуация сродни «тому, что происходило в 1930-е годы в Германии». Ранее в том же году раввин Авраам Купер, заместитель декана Центра Симона Визенталя, обвинил Уотерса в антисемитизме за то, что он задействовал в один из своих концертов гигантский воздушный шар в виде свиньи, украшенной звездой Давида. В ответ на это Уотерс заявил: «Я сожалею о политике израильского правительства на оккупированных территориях и в Газе. Она безнравственна, бесчеловечна и незаконна. Я буду продолжать свои ненасильственные протесты до тех пор, пока правительство Израиля будет продолжать проводить эту политику. […] Трудно привести аргументы в её защиту, поэтому потенциальные заступники [израильского государства] часто используют отвлекающую тактику — они регулярно переводят [дискуссию] в публичную плоскость и обвиняют критика в том, что он антисемит». 2 октября 2015 года Уотерс опубликовал открытое письмо на израильском новостном портале Salon, в котором раскритиковал группу Bon Jovi за их выступление в Тель-Авиве, что вылилось в критику Уотерса со стороны Говарда Стерна на его личном радиошоу. В июне 2017 года, организация, известная как We Don’t Need No Roger Waters, начала бойкотировать Уотерса за его поддержку BDS. В свою очередь, концерты музыканта в Германии были бойкотированы содружеством общественно-правовых вещательных станций ФРГ.

В 2016 году Уотерс принял участие в создании документального фильма The Occupation of the American Mind: Israel’s Public Relations War in the United States (рус. «Оккупация американского разума: война Израиля с общественностью в США»), о методах используемых Израилем для формирования американского общественного мнения, выступив в роли рассказчика.

4 мая 2019 года Уотерс принял участие дискуссиионном форуме на тему «Израиль, свобода слова и борьба за права человека в Палестине» в Массачусетском университете Амхерста. Группа студентов пыталась запретить дискуссию через суд на том основании, что она была антисемитской и могла «нанести [им] непоправимый вред», однако Высший суд не усмотрел в этом мероприятии чего-либо неправомерного. Уотерс приветствовал решение суда как способ предания гласности событий в Палестине и заявил, что «критика попрания израильским правительством международного права и нарушений прав человека не имеет ничего общего с еврейской верой или еврейским народом».

В феврале 2020 года еврейская организация Бней-Брит подвергла критике решение Главной лиги бейсбола Соединённых Штатов о демонстрации рекламных роликов Уотерса «This Is Not a Drill» (посвящённых предстоящей серии концертов) на некоторых бейсбольных стадионах, а также спонсировании гастролей музыканта. Руководство Бней-Брит написало открытое письмо операционному директору лиги Робу Манфреду, в котором отмечалось, что взгляды Уотерса на израильское государство «выходят далеко за рамки гражданского дискурса». Полемика привела к решению совета директоров лиги прекратить показ рекламы Уотерса на всех своих стадионах и прервать дальнейшее сотрудничество с музыкантом.

Прочее

В 2004 году Уотерс исполнил песню «Wish You Were Here» вместе с Эриком Клэптоном во время благотворительного концерта на телеканале NBC, организованным для сбора средств пострадавшим от землетрясения в индийском океане. В том же году музыкант публично выступал против т. н. закона «Об охоте», запрещающий традиционную английскую охоту на лис на территории Англии и Уэльса, выступив с концертами на маршах в поддержку Сельского альянса. По словам музыканта, независимо от того, поддерживает он охоту или нет, важно защищать её как право. Вскоре после этого он покинул Великобританию. В октябре 2005 года музыкант пояснил, что покинул страну не в знак протеста против охотничьего законодательства, а по семейным обстоятельствам и что он часто возвращается к себе на родину.

Покинув Великобританию, Уотерс переехал на Лонг-Айленд в Нью-Йорк вместе со своей невестой Лори Дарнинг. В июне 2007 года он стал членом некоммерческой организации Millennium Promise, занимающейся искоренением крайней нищеты, написав статью для CNN в поддержку этой темы. В июле Уотерс принял участие в благотворительном концерте Live Earth проходившим в Нью-Джерси, направленным на повышение осведомлённости людей о глобальных изменениях климата. Музыканту аккомпанировал Трентонский молодёжный хор, а в качестве реквизита была использована фирменная надувная свинья. В интервью Дэвиду Фрике Уотерс рассказал, почему альбом The Wall всё ещё актуален сегодня:

В 2012 году Уотерс провёл акцию вместе с фондом занимающимся поддержкой ветеранов Вооружённых сил США «Stand Up for Heroes». Он пригласил музыкальную группу раненых в боях ветеранов под названием MusiCorps выступить вместе с ним на сцене. В июне 2013 года Уотерс, и многие другие знаменитости, поучаствовал в создании видеоролика в поддержку Челси Мэннинг.

Уотерс является противником «Брексита» (выхода Великобритании из Европейского Союза). После референдума в июне 2016 года, на котором британская общественность проголосовала за выход из ЕС, музыкант заявил: «Если бы я голосовал, я бы, очевидно, проголосовал за то, чтобы остаться в Европейском Союзе. […] Я думал, что мы выше этого. Но я ошибался».

Уотерс является критиком президента США Дональда Трампа и проводимой им политики. В 2017 году музыкант осудил его план о строительстве стены, разделяющей границу Соединённых Штатов и Мексики, заявив, что альбом The Wall «очень актуален и поныне с [политикой] мистера Трампа и всеми этими разговорами о строительстве стен и создании как можно большей вражды между народами и религиями».

После химической атаки в Думе, в апреле 2018 года, Уотерс назвал добровольческую группу «Белые каски», первой сообщившей о нападении, «фальшивой организацией» создающей пропагандистский фон для «джихадистов и террористов». За что был раскритикован многими западными СМИ, в том числе газетой The Guardian, чей корреспондент Джонатан Фридленд, обвинил музыканта в подыгрывание пророссийским взглядам, выступающим в поддержку президента Башара Асада. В октябре 2018 года Уотерс выступил на концерте в Сан-Паулу, организованным против одного из кандидатов в президенты — Жаира Больсонаро, представляющего ультраправые силы, который в итоге победил на выборах.

В феврале 2019 года Уотерс использовал свой аккаунт в Twitter для публикации «чрезвычайной демонстрации» действий американского представительства в ООН, высказавшись против политики США в отношении официального правительства Каракаса. По мнению музыканта, Соединённые Штаты пытаются уничтожить венесуэльскую демократию, чтобы «1% [населения] мог разграбить нефтяные богатства этой страны». Ряд пользователей Twitter, включая венесуэльскую рок-группу La Vida Bohème, раскритиковали позицию музыканта и его поддержку венесуэльского правительства во время политического кризиса, утверждая, что Венесуэла обладает «истинной демократией». В знак благодарности президент Николас Мадуро подарил Уотерсу гитару: «Он — мировая рок-знаменитость… и его позиция — в понимании, солидарности и поддержке народа Венесуэлы на фоне империалистической североамериканской блокады, в поддержке мира и стабильности Венесуэлы».

2 сентября 2019 года Уотерс выступил на митинге у здания Министерства внутренних дел Великобритании, призывая освободить основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа и исполнив песню «Wish You Were Here» в его поддержку. «Совершенно очевидно, что это всё подстроено и они изо всех сил стараются его убить» — заявил музыкант в октябрьском интервью Russia Today, «Ситуация с Джулианом Ассанжем становится предупреждением другим журналистам: если вы будете говорить правду, особенно о власти, то мы до вас доберёмся. Вот какой здесь посыл».

В ноябре 2019 года, вместе с другими общественными деятелями, Уотерс подписал письмо в поддержку лидера Лейбористской партии Джереми Корбина, назвав его «маяком надежды в борьбе с зарождающимся ультраправым национализмом, ксенофобией и расизмом во многих странах демократического мира» и поддержав его на парламентских выборах в 2019 году. В декабре того же года вместе с 42 другими деятелями культуры он подписал письмо, в поддержку Лейбористской партии на выборах 2019 года. В письме говорилось, что «предвыборный манифест лейбористов под руководством Джереми Корбина предлагает план преобразований, в котором приоритет отдаётся потребностям людей и планеты, а не частной прибыли и корыстным интересам [богатого] меньшинства».

В феврале 2020 года Уотерс участвовал в лондонской акции протеста против экстрадиции Ассанжа. Представляя собравшимся на митинге индийского поэта и активиста Аамира Азиза из Jamia Milllia Islamia, Уотерс сослался на вызвавшие общественный резонанс поправки в индийский закон «О гражданстве» 2019 года, назвав их «фашистскими» и «расистскими».

В июне 2020 года, на фоне возобновившихся споров о роли Советского Союза в победе над Нацистской Германией во Второй мировой войне, Уотерс заявил, что победа была достигнута благодаря тому, что русский народ разгромил нацистов. По мнению музыканта: «Не отважные британцы или прибывшие на помощь из Северной Атлантики силы, а именно русский народ принёс величайшую жертву, чтобы сдержать нацистов и победить их». Уотерс подчеркнул, что этому факту не уделяется достаточно внимания со стороны западных стран, «при том, что русские принесли победу для всего остального мира», назвав такое поведение «совершеннейшим безумием».

Уотерс является открытым социалистом, одним из своих героев считает Сальвадора Альенде.

Музыкальное оборудование

Основным инструментом Уотерса в Pink Floyd была электрическая бас-гитара. Недолгое время он играл на басу фирмы Höfner, вскоре сменив его на модель Rickenbacker RM-1999/4001S, которую украли в 1970 году вместе с остальным оборудованием группы в Новом Орлеане. С 1968 году Уотерс также стал использовать бас-гитару Fender Precision Bass, первоначально чередуя её с Rickenbacker 4001, однако, после того как он был украден, остановился исключительно на этой модели. Музыкант впервые появился с ней на публике во время концерта в Гайд-парке в июле 1970 года, после чего она редко фигурировала в концертных выступлениях Pink Floyd до 1972 года — став, с этого момента, основной сценической гитарой музыканта. 2 октября 2010 года фирма Fender начала выпускать на её основе серийную модель под названием Fender Artist Signature. Помимо этого, Уотерс является эндорсером бас-гитары Jazz Bass 77 с плоской обмоткой струн, британской компании RotoSound. На протяжении своей карьеры он использовал усилители фирм: Selmer, Watkins Electric Music, Hiwatt, Ashdown и Ampeg — в течение последних нескольких туров, а также экспериментировал со следующими музыкальными эффектами: дилей, тремоло, хорус, Фэйзер и стерео панорамирование.

Уотерс использовал синтезаторы моделей EMS Synthi A и EMS VCS 3 в таких композициях Pink Floyd, как «On the Run», «Welcome to the Machine», и «In The Flesh?». Помимо этого, он играл на электрической и акустической гитарах на нескольких треках Pink Floyd, используя модели компаний Fender, Martin, Ovation и Washburn. Уотерс сыграл на электрогитаре в песне «Sheep» (The Animals), а также на акустической гитаре в таких композициях, как «Pigs on The Wing 1 & 2» (The Animals), «Southampton Dock» (The Final Cut) и «Mother» (The Wall). Музыкант использовал эхо-эффект Binson Echorec 2 на треке «One of These Days» с альбома Meddle. Помимо этого, Уотерс играл на трубе во время концертных исполнений композиции «Outside the Wall».

Дискография

Pink Floyd

  • 1967 — The Piper at the Gates of Dawn
  • 1968 — A Saucerful of Secrets
  • 1969 — Music from the Film More
  • 1969 — Ummagumma
  • 1970 — Atom Heart Mother
  • 1971 — Meddle
  • 1972 — Obscured by Clouds
  • 1973 — The Dark Side of the Moon
  • 1975 — Wish You Were Here
  • 1977 — Animals
  • 1979 — The Wall
  • 1983 — The Final Cut

Сольное творчество

Студийные альбомы

  • 1984 — The Pros and Cons of Hitch Hiking
  • 1987 — Radio K.A.O.S.
  • 1992 — Amused to Death
  • 2005 — Ça Ira
  • 2017 — Is This the Life We Really Want?
  • 2018 — Igor Stravinsky’s The Soldier’s Tale

Саундтреки

  • 1970 — Music From The Body (с Роном Гисином)
  • 1986 — When the Wind Blows

Концертные альбомы

  • 1990 — The Wall Live in Berlin
  • 2000 — In the Flesh Live

Сборники

  • 2002 — Flickering Flame: The Solo Years Vol. 1




Имя:*
E-Mail:
Комментарий: