Магические воззрения деятелей Возрождения

14.12.2020

Магические воззрения деятелей Возрождения — нашедший отражение в трудах гуманистов и иных деятелей Возрождения интерес к таким слоям античного наследия как герметизм и разнообразные виды церемониальной магии в духе неоплатонизма, в основном в XV-XVI веках.

Классификация магических искусств в трудах деятелей Возрождения

В основном труде Агриппы Неттесгеймского «De occulta philosophia» описаны три вида магии в порядке возрастания значимости — естественная, небесная и обрядовая (она же религиозная). Имеются многочисленные отсылки к более ранним трудам, в частности, трактату Марсилио Фичино «О жизни» (в части зависимости свойств вещей «от идей через посредство Мировой Души и лучей, исходящих от звезд») и его переводу «Герметического корпуса»; к средневековой рукописи «Пикатрикс»; к сочинениям Пико; позаимствован ряд кабалистических идей у Рейхлина и Тритемия.

Труд Агриппы был во многом воспринят религиозным магом Джордано Бруно в его собственных трудах.

Выделялись семь магических искусств (artes magicae) или, по-другому, искусств запретных (artes prohibitae) — поскольку они не могли не противоречить тогдашним религиозным канонам:

  • нигромантия («чёрная магия», демонология, произошло от народно-этимологического переосмысления слова «некромантия» в романских языках: от др.-греч. νεκρός «мёртвый» в лат. niger «чёрный»)
  • геомантия
  • гидромантия
  • аэромантия
  • пиромантия
  • хиромантия
  • скапулимантия
  • Иоганн Гартлиб разъясняет в сочинении 1546 года, что разделение магических искусств на семь видов соответствует такому же разделению свободных искусств (artes liberales) и ремёсел (artes mechanicae).

    Оккультизм в эпоху Возрождения

    В Европе XV—XVI веков к запретным искусствам испытывали большое уважение и мещане, и знать. Поскольку данным искусствам приписывалось арабское, еврейское, цыганское и египетское происхождение, они приобретали в глазах публики экзотический шарм. Было сложно разобраться, где имеет место пустое суеверие, богохульный оккультизм, вполне здоровое научное знание или благочестивый ритуал. Противоречия во взглядах на духовность дали о себе знать в эпоху Раннего Нового времени, когда разразилась знаменитая Охота на ведьм, особенно усилившаяся в условиях смуты, связанной с Реформацией, в Германии, Англии и Шотландии. В эту неспокойную пору люди обнаружили, что существование магии было неким ответом на вопрос, который не могла объяснить наука. Это проявилось у них в следующем утверждении: если наука может объяснить объяснимое, то магия может объяснить необъяснимое.

    Герметическая и каббалистическая магия, которые создали Джованни Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино, распространились по северной Европе благодаря сочинению Генриха Корнелиуса Агриппы «О сокровенной философии» (De occulta philosophia libra tres). Агриппа вынашивал революционные идеи по теории и практике магии, которые получили широкое хождение в эпоху Возрождения среди тех, кто искал потаённых знаний. «Агриппа как таковой был известен как учёный, врач, юрист и астролог, но на протяжении всей своей жизни был постоянно преследуем как еретик. Его беды были связаны не только с его репутацией фокусника, но и с его яростной критикой пороков господствующих классов и самых уважаемых интеллектуальных и религиозных авторитетов». Одни учёные и студенты рассматривали Агриппу как источник умственного вдохновения, другие же считали его практики сомнительными. Переходная сторона магии, пора её вульгаризации, исследуется в сочинении Агриппы De occulta philosophia. В то же время в трудах Пико и Фичино никогда не теряется из виду величественная религиозная задача магии: маг проникает в тайны природы, с тем чтобы подивиться делам Господа и вдохновиться на более ревностное почитание и обожание Создателя. «В сочинении De occulta philosophia значительная часть посвящена злому колдовству, и невольно складывается впечатление, что Агриппа находит колдовство столь же любопытным, сколь и доброжелательное ведовство».

    Список деятелей эпохи Возрождения, писавших труды на оккультные либо магические темы

    Период позднего Средневековья-Раннего Возрождения

    • Иоганн Гартлиб (1410—1468)
    • Марсилио Фичино (1433—1499)
    • Томас Нортон (1433—1513)
    • Иоганн Геогр Фауст (1480—1541)

    Период Возрождения и Реформации

    • Леонардо да Винчи (1452—1519)
    • Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)
    • Генрих Корнелиус Агриппа (1486—1535)
    • Парацельс (1493—1541)
    • Георг Пикториус (1500—1569)
    • Нострадамус (1503—1566)
    • Иоганн Вейер (1516—1588)
    • Томас Чарнок (1524—1581)
    • Йехуда Лёв бен Бецалель (1525—1609)
    • Джон Ди (1527—1608)
    • Джордано Бруно (1548—1600)
    • Эдвард Келли (1555—1597)

    Период Барокко

    • Василий Валентин — псевдоним одного или нескольких авторов XVI века
    • Николя Фламель (1330—1418, труды опубликованы после 1612 года)
    • Генрих Кунрат (1560—1605)
    • Михал Сендзивой (1566—1636)
    • Томмазо Кампанелла (1568—1639)
    • Ян Баптиста ван Гельмонт (1577—1644)
    • Франц Кеслер (1580—1650)
    • Адриан фон Минзихт (1603—1638)
    • Кенелм Дигби (1603—1665)
    • Иоганн Фридрих Швейцер (1625—1709)
    • Исаак Ньютон (1642—1727), также см. Алхимические исследования Исаака Ньютона

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: