Волгоградский троллейбус


Волгоградский троллейбус — система троллейбусного движения в Волгограде, открытая 31 декабря 1960 года.

Эксплуатируется организацией МУП «Метроэлектротранс».

История

Советский период

Троллейбусное движение в городе открылось в канун нового года. 31 декабря 1960 года была пущена в эксплуатацию первая троллейбусная линия от Привокзальной площади до площади Возрождения. Позже эту линию продлили до проспекта Металлургов. Протяженность ее составила 15,7 километра. Парк состоял всего из 20 троллейбусов типа МТБ-82.

В 1962 году троллейбусы дошли до школы № 12 в Тракторозаводском районе. В 1964 году было открыто движение по маршруту 2 «Вокзал — Улица КИМ», и в том же году троллейбус по маршруту 1 дошёл до площади им. Дзержинского, а в 1965 году — до Нижнего поселка ВГТЗ, по маршруту 2 — до остановки «Площадь им. Куйбышева».

За пять лет, с 1961 по 1965 год, перевозка пассажиров и валовой доход троллейбуса увеличились в четыре раза, а троллейбусный парк в пять раз. В 1969 году был открыт троллейбусный маршрут 3 «ЗКО — Нижний поселок ВГТЗ».

В 1960-е годы в Волгограде открывались все новые и новые троллейбусные маршруты. Увеличивались перевозки пассажиров. В связи с возросшими требованиями в системе энергоснабжения построены две новые тяговые подстанции: на Дар-горе в Советском районе и в Северном поселке Краснооктябрьского района, а также смонтирована собственными силами передвижная тяговая подстанция.

Появление в городе троллейбуса было радостным событием, но и сложностей у нового вида транспорта оставалось немало, — он работал ненадёжно. Главная проблема заключалась в том, что руководители города и области активно занимались троллейбусным транспортом только до момента торжественного открытия его движения. После преимущественный интерес к данному виду транспорта пропал, например троллейбусное депо № 4 в Краснооктябрьском районе имело только голые стены и крышу, в агрегатно-заготовительных цехах не хватало оборудования, контактные сети были смонтированы на жёсткой подвеске, что способствовало частому выпадению штанг токоприёмников и созданию аварийных ситуаций на дорогах, в целом — остановке движения.

Ещё в начале 1960-х годов в Волгоградском трамвайно-троллейбусном управлении стали переходить на новые графики работы с двумя выходными для водителей и кондукторов, с обеденными перерывами и принципиально новыми расписаниями движения с учётом каждого часа суток — так называемым поездным расписанием. В это же время начался бескондукторный, а потом и бескассовый метод обслуживания пассажиров на горэлектротранспорте. Волгоград был в числе пионеров этого движения в стране среди таких городов, как Саратов, Самара, Ижевск, Орел, Краснодар. Время требовало пересмотра самой организации труда. Кроме добросовестности и энтузиазма для достижения лучших результатов требовались инженерный расчёт, научная мысль, прогрессивное мышление.

В 1970-е годы служба движения стала обособленной. Водители и кондукторы перешли в подчинение своих депо, а инженеры-движенцы занимались составлением расписаний и в целом организацией перевозочного процесса в соответствии с требованиями времени. Новые технологии применялись и здесь. По примеру чешских коллег в Волгограде внедрены усовершенствованные расписания движения трамваев, особенно в вечерние часы, обеспечивающие стыковку поездов и доставку рабочих ночных смен к предприятиям и обратно при поездках в отдалённые от места работы микрорайоны. Были разработаны режимные карты по вождению подвижного состава.

В 1973 году в троллейбусное депо поступили новые троллейбусы ЗиУ-9.

С февраля по сентябрь 1981 года в городе было открыто 8 новых трамвайных и троллейбусных маршрутов.

С 1983 по 1988 гг. были построены и введены в эксплуатацию новые троллейбусные линии, соединяющие центр города с его отдалёнными районами.

Постсоветский период

В 1994 году в троллейбусное депо № 4 поступили первые шарнирно-сочленённые троллейбусы ЗиУ-6205 с тиристорно-импульсной системой управления.

В 1996 году построена троллейбусная линия от проспекта им. Ленина до речного вокзала. Открыт троллейбусный маршрут, соединяющий речной и железнодорожный вокзалы.

Чтобы продлить срок службы подвижного состава, в 1996 году было принято решение об организации капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов на волгоградском судостроительном заводе. При существовавшей тогда системе взаимозачётов и отсутствии «живых» денег это был единственно правильный путь.

С 1996 по 2001 гг. судостроительный завод отремонтировал 90 троллейбусов и 14 трамваев. Это сыграло положительную роль, так как частично решился вопрос обновления парка подвижного состава. Троллейбусное депо № 3 было практически полностью обновлено, на маршрутах депо № 1 и № 4 также появились модернизированные машины.

В 1999 году МРПС преобразован в завод «ВЭТА» по ремонту трамваев и троллейбусов.

В сентябре 1999 года в Кировском районе города построены и введены в эксплуатацию троллейбусное депо № 6 и тяговая подстанция, открыто новое троллейбусное движение по маршруту 17.

В ноябре 2000 года троллейбусная линия от улицы Закавказской продлена до Госуниверситета. Открывшийся маршрут 18 вытеснил 17 маршрут.

За прошедшие годы маршрутная сеть активно развивалась и насчитывала 16 маршрутов, а количество троллейбусов превышало 300 единиц. Активное развитие системы продолжалось до 2013 года.

Троллейбусная система сегодня находится в состоянии вырождения. С 2011 года началась постепенная оптимизация (ликвидация) троллейбусных маршрутов. С 2013 года прекратилось обновление подвижного состава, и из-за высокой степени износа списано значительное количество троллейбусов. В 2016 году было закрыто троллейбусное депо в Красноармейском районе, в 2018 — в Кировском. В 2017 году троллейбусное депо №1 было преобразовано в ремонтную базу (по факту использовалось в качестве хранилища троллейбусов перед их распилом на металлолом, в настоящее время полностью ликвидировано). С 2015 по 2019 годы была полностью снята контактная сеть по Шоссе Авиаторов и в значительной степени в Красноармейском районе, от улицы Мира до улицы Симбирцевой, от проспекта им. Ленина до Речного вокзала и ЗКО, законсервирована контактная сеть в Кировском районе и от улицы Михайлова до Нижнего посёлка ВгТЗ.

В настоящее время троллейбусная сеть состоит из 4 действующих маршрутов, обслуживаемых единственным троллейбусным парком, и 199 троллейбусов, из которых на линии не более 135.

В 2021 году волгоградские власти планируют закупить 100 троллейбусов и трёхсекционные трамваи. Трамвайные рельсы полностью заменят на новые, будут укладывать новые бесшовные рельсы с использованием современных технологий. На данную реновацию необходимо около 42 млрд рублей, которых у города нет, поэтому власти Волгограда надеются на финансовую поддержку федерального центра.

По словам мэра города, как только заменят скоростную трамвайную линию, будут закуплены комфортные и бесшумные трехсекционные трамваи.

Также, на время реновации власти закупят сто новых троллейбусов, которые могут передвигаться, не подпитываясь от сети около 30 километров. Данная мера позволит избежать полного коллапса транспортной системы города.

Кроме того, старые трамвайные маршруты дополнят новыми. Таким образом, власти планируют продлить скоростную «магистраль» от Тракторного завода до Спартановки, а на юге — продлить трамвайные пути по улице Электролесовской вдоль новой магистрали вплоть до границы с Кировским районом.

Маршруты

Действующие маршруты

Закрытые

  • 1: (Работал с 31 декабря 1960 года от Железнодорожного вокзала до площади Возрождения. Позднее продлён до ЗКО, в 1962 году — до Школы № 12, в 1964 году — до пл. им. Дзержинского, в 1965 году — до Нижнего посёлка ВгТЗ. 1 апреля 2004 года был отменён, а 11 февраля 2008 года восстановлен в прежнем виде. 2 ноября 2009 года переоткрыт в новых границах: «Детский центр — Ерёменко — Нижний посёлок ВгТЗ». Время в пути: 50 мин. Расстояние маршрута: 13 900 м.)

Железнодорожный вокзал — Порт-Саида — Технический университет / Педагогический университет — пл. Ленина — 7-я Гвардейская — Бакинская — ЦПКиО (Метизный завод) — Центральный стадион — Мамаев курган — Дворец спорта (Троллейбусное депо) — пл. Возрождения — Ярмарка «Восток» — 39-я Гвардейская — Библиотечная — Царицынская опера (ДК им. Ленина) — Стадион «Монолит» — Гимназия № 14 (Школа № 31) — пл. Титова — Больница Ильича (Больница № 5) — Тарифная — Автоцентр (Водоотстой) — Школа № 12 — Шурухина (Райисполком) — Школа № 3 — пл. Дзержинского [ход — Нижний посёлок ВгТЗ] — Механический институт — Цветочная (по требованию) — Нижний посёлок ВгТЗ

  • 1: (Работал со 2 ноября 2009 года до 15 мая 2017 года. Время в пути: 69 мин. Расстояние маршрута: 16 360 м.)

Детский центр — Дом Союзов / Краснознаменская — Аллея Героев [ход — Детский центр] — Комсомольская — Порт-Саида — Технический университет / Педагогический университет — пл. Ленина — 7-я Гвардейская — Бакинская — ЦПКиО — Центральный стадион — Мамаев курган — Дворец спорта — пл. Возрождения — 39-я Гвардейская — Библиотечная — ЗКО [ход — Нижний посёлок ВгТЗ] — ДК им. Ленина — Экономико-технический колледж — Ерёменко / пр. Металлургов — Богунская — Кинотеатр «Юность» / Штеменко — Магазин «Медтехника» — Хользунова [ход — Нижний посёлок ВгТЗ] — Титова — ТК «Титовский» [ход — Детский центр] — ЖКО — Ватутина (Кинотеатр «Восток») — Ополченская / Тарифная (33-я столовая) — Посёлок Горный — Кинотеатр «Старт» — Рынок ВгТЗ (Колхозный рынок) — Школа № 3 — пл. Дзержинского [ход — Нижний посёлок ВгТЗ] — Механический институт — Цветочная (по требованию) — Нижний посёлок ВгТЗ

  • 1А/4/8А: (Работал с 1972 года до конца 1970-х годов под номером , с 1 октября 1980 года до 16 сентября 1997 года под номером 4 (16 сентября 1997 года переоткрыт в новых границах: «пл. Титова — Спартановка»), с 16 сентября 1997 года до 12 мая 2003 года под номером (12 мая 2003 года переоткрыт в новых границах: «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева)»))

Железнодорожный вокзал — Порт-Саида — Гагарина — пл. Ленина — Пражская — 7-я Гвардейская — Бакинская — Метизный завод — Центральный стадион — Мамаев курган — Троллейбусное депо — пл. Возрождения — 39-я Гвардейская — Библиотечная — ДК им. Ленина (пр. Металлургов) — Металлургстрой (сегодня остановка не существует) — Стадион «Монолит» — Школа № 31 — пл. Титова

  • 2: (Работал с 30 апреля 1964 года от Железнодорожного вокзала до улицы КИМ, в 1965 году продлён до пл. им. Куйбышева (завода им. Куйбышева). 1 января 2015 года был временно закрыт, но 1 июля этого же года был возобновлён, 25 декабря 2015 года вновь приостановлен. Время в пути: 30 мин. Расстояние маршрута: 6 600 м.)

Железнодорожный вокзал — Порт-Саида — Комсомольская — Аллея Героев [ход — пл. им. Куйбышева] — Краснознаменская / Дом Союзов — пл. Чекистов — Торговый центр — Гостиница «Южная» / Казачий театр (Академическая) — Архитектурно-строительный университет (пл. Советская) — ТЮЗ — Памятник морякам-североморцам — Фабрика «Царица» (Фабрика им. 1 Мая) — Тулака — пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева)

  • 3: (Работал с 1965 года до октября 2012 года. Время в пути: 39 мин. Расстояние маршрута: 8 450 м.)

ЗКО — ДК им. Ленина — Экономико-технический колледж — пр. Металлургов / Ерёменко — Кинотеатр «Юность» — Дом обуви «Эколас» (Магазин «Медтехника») — Хользунова [ход — Нижний посёлок ВгТЗ] — Титова — ЖКО — Ватутина (Кинотеатр «Восток») — Ополченская / Тарифная (33-я столовая) — Горный посёлок — Кинотеатр «Старт» — Колхозный рынок — Школа № 3 — пл. Дзержинского [ход — Нижний посёлок ВгТЗ] — Механический институт — Цветочная (по требованию) — Нижний посёлок ВгТЗ

  • 4: (Работал с 1967 года до 1 октября 1980 года. 1 октября 1980 года переоткрыт в новых границах: «Железнодорожный вокзал — пл. Титова»)

Памятник морякам-североморцам (Пивзавод) — ТЮЗ — пл. Советская — Академическая — Торговый центр — пл. Чекистов — Дом Союзов / Краснознаменская — Аллея Героев (ход — Памятник морякам-североморцам (Пивзавод)) — Комсомольская — Порт-Саида — Гагарина — пл. Ленина — Пражская — 7-я Гвардейская — Бакинская — Метизный завод — Центральный стадион — Мамаев курган — Троллейбусное депо — пл. Возрождения — 39-я Гвардейская — Библиотечная — ДК им. Ленина (пр. Металлургов) — Металлургстрой (ныне остановка не существует) — Стадион «Монолит» — Школа № 31 — пл. Титова

  • 4/8Р: (Работал с 16 сентября 1997 года до 10 февраля 2000 года под номером 4, с 10 февраля 2000 года по 2003 год под номером . Время в пути: 26 мин. Расстояние маршрута: 7 280 м.)

Пл. Титова — Больница Ильича (Больница № 5) — Тарифная — Водоотстой — Школа № 12 — Шурухина (Райисполком) — Школа № 3 — пл. Дзержинского — Механический институт — Кропоткина — Парк памяти (Парк им. 1 Мая) — Новая Спартановка (Кинотеатр «Комсомолец») — Универсам — Грамши — Спартановка

  • 5: (Работал с 27 марта 1969 года от АО «Каустик» (Химкомбинат) до ул. Марийской. В июле продлён до Набережной, 12 ноября 1969 года — до Сажевого завода (ВЗТУ) с изменением схемы движения: «Набережная — Сажевый завод (ВЗТУ) [ход — АО «Каустик» (Химкомбинат)] — АО «Каустик» (Химкомбинат)». 19 декабря в связи с открытием маршрута 6 обслуживание конечной «АО «Каустик» (Химкомбинат)» прекращено, границы движения изменены на: «Набережная — Сажевый завод (ВЗТУ)». Закрыт 16 сентября 1997 года)

ВЗТУ (Сажевый завод) — СЖК — Завод Аргон-Кислород (Ворота 3-4) — Монолитспецстрой (Железобетонстрой) (по требованию) — Полевая (по требованию) — Заводоуправление (по требованию) — Опытно-экспериментальный завод (по требованию) — Овощная база — Депо № 3 — Командира Рудь — ДК «Царицын» (ДК им. 50-летия Октября) — Клуб «Строитель» — Колхозный рынок — Марийская — Школа № 131 (5-й километр) — Канатный завод (ВСПКЗ, Северсталь-Метиз) — Горчичный завод (ООО ВГМЗ «Сарепта») — Больница № 24 — Набережная — гостиница «Волго-Дон» — канал им. Ленина — кинотеатр «Юбилейный» — Марийская — Колхозный рынок — Клуб «Строитель» — ДК «Царицын» (ДК им. 50-летия Октября) — Командира Рудь — Депо № 3 — Овощная база — Опытно-экспериментальный завод (по требованию) — Заводоуправление (по требованию) — Полевая (по требованию) — Монолитспецстрой (Железобетонстрой) (по требованию) — Завод Аргон-Кислород (Ворота 3-4) — СЖК — ВЗТУ (Сажевый завод)

  • 6: (Работал с 19 декабря 1969 года от АО «Каустик» (Химкомбината) до Набережной через Сажевый завод (ВЗТУ) при следовании в жилую зону. 16 сентября в связи с прекращением эксплуатации линии от ул. 40 лет ВЛКСМ до к/ст «Сажевый завод (ВЗТУ)» отменён заезд на Сажевый завод (ВЗТУ). Закрыт 19 февраля 2016 года. Время в пути: 30 мин. Расстояние маршрута: 10 275 м.)

АО «Каустик» — Монолитспецстрой (Железобетонстрой) (по требованию) — Полевая (по требованию) — Заводоуправление (по требованию) — Опытно-экспериментальный завод (по требованию) — Овощная база — Депо № 3 — Командира Рудь — ДК «Царицын» (ДК им. 50-летия Октября) — Клуб «Строитель» — Колхозный рынок — Марийская — Школа № 131 (5-й километр) — Канатный завод (ВСПКЗ, Северсталь-Метиз) — Горчичный завод (ООО ВГМЗ «Сарепта») — Больница № 24 — Набережная — гостиница «Волго-Дон» — канал им. Ленина — кинотеатр «Юбилейный» — Марийская — Колхозный рынок — Клуб «Строитель» — ДК «Царицын» (ДК им. 50-летия Октября) — Командира Рудь — Депо № 3 — Овощная база — Опытно-экспериментальный завод (по требованию) — Заводоуправление (по требованию) — Полевая (по требованию) — Монолитспецстрой (Железобетонстрой) (по требованию) — АО «Каустик»

  • 7: (Работал с 3 ноября 1977 года от Центра (пр. Ленина) до ул. Хорошева. 2 февраля 1978 года был продлён до Моторного завода, 29 апреля 1988 года — до Рыбокомплекса. Закрыт 31 июля 2014 года. Время в пути: 34 мин. Расстояние маршрута: 9 600 м.)

Рыбокомплекс — ВЗБТ — Волгоградмаш — Оптовый рынок — Моторный завод — Юридический факультет (Завод «Аврора») — Самарский разъезд — Землячки — Центр детского творчества (Дом пионеров) — Агентство воздушных сообщений (Кинотеатр «Экран») — Хорошева — Технологический колледж (техникум) — Джаныбековская — Иртышская — Каспийская — Кинотеатр «Родина» — Новороссийская — Железнодорожный вокзал (мост) — Дом науки и техники [ход — Рыбокомплекс]ЦЕНТР (пр. Ленина)

  • : (Работал с 12 мая 2003 до конца года)

Рыбокомплекс — ВЗБТ — Волгоградмаш — Оптовый рынок — Моторный завод — Юридический факультет (Завод «Аврора») — Самарский разъезд — Землячки — Центр детского творчества (Дом пионеров) — Агентство воздушных сообщений (Кинотеатр «Экран») — Хорошева — Технологический колледж (техникум) — Джаныбековская — Иртышская — Каспийская — Кинотеатр «Родина» — Новороссийская — Железнодорожный вокзал (мост) — Дом науки и техники [ход — Рыбокомплекс] — Порт-Саида — Технический университет / Педагогический университет — пл. Ленина — 7-я Гвардейская — Бакинская — ЦПКиО — Центральный стадион — Мамаев курган — Дворец спорта — пл. Возрождения

  • 8: (Работал с 6 ноября 1979 года от Железнодорожного вокзала до Кинотеатра «Комсомолец» (Новая Спартановка). 1 октября 1980 года был продлён до Спартановки (ул. им. им. Грамши). Закрыт 15 мая 2017 года. С 15 мая 2017 года до 21 марта 2020 года дублировался маршрутом № 12. 7 апреля 2020 года переоткрыт в новых границах: «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева)» во время пандемии. Время в пути: 56 мин. Расстояние маршрута: 15 975 м.)

Железнодорожный вокзал — Порт-Саида — Технический университет / Педагогический университет — пл. Ленина — 7-я Гвардейская — Бакинская — ЦПКиО — Центральный стадион — Мамаев курган — Дворец спорта — пл. Возрождения — Ярмарка «Восток» [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — 39-я Гвардейская — Библиотечная — Царицынская опера (ДК им. Ленина) — Стадион «Монолит» — Гимназия № 14 (Школа № 31) — пл. Титова — Больница Ильича (Больница № 5) — Тарифная — Автоцентр (Водоотстой) — Школа № 12 — Шурухина (Райисполком) — Школа № 3 — пл. Дзержинского [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Механический институт — Кропоткина — Парк памяти (Парк им. 1 Мая) — Новая Спартановка (Кинотеатр «Комсомолец») — Гостиница «Старт» (Универсам) — Грамши — Спартановка (ул. им. Грамши)

  • 8А/8: (Работал с 12 мая 2003 года до 15 мая 2017 года под номером , во время пандемии с 7 по 9 апреля и с 13 апреля до 29 июня 2020 года под номером 8. Время в пути: 74 мин. Расстояние маршрута: 20 850 м.)

Спартановка (ул. им. Грамши) — Грамши — Гостиница «Старт» (Универсам) — Новая Спартановка (Кинотеатр «Комсомолец») — Парк Памяти (Парк им. 1 Мая) — Кропоткина — Механический институт — пл. Дзержинского [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Школа № 3 — Шурухина (Райисполком) — Школа № 12 — Автоцентр (Водоотстой) — Тарифная — Больница Ильича (Больница № 5) — пл. Титова — Гимназия № 14 (Школа № 31) — Стадион «Монолит» — Царицынская опера (ДК им. Ленина) — Библиотечная — 39-я Гвардейская — Ярмарка «Восток» [ход — пл. им. Куйбышева] — пл. Возрождения — Дворец спорта — Мамаев курган — Центральный стадион — ЦПКиО — Бакинская — 7-я Гвардейская — пл. Ленина — Педагогический университет / Технический университет — Порт-Саида — Комсомольская — Аллея Героев [ход — пл. им. Куйбышева] — Краснознаменская / Дом Союзов — пл. Чекистов — Торговый центр — Гостиница «Южная» / Казачий театр (Академическая) — Архитектурно-строительный университет (пл. Советская) — ТЮЗ — Памятник морякам-североморцам — Фабрика «Царица» (Фабрика им. 1 Мая) — Тулака — пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева)

  • 9: (Работал с 13 апреля до 29 июня 2020 года во время пандемии)

Спартановка (ул. им. Грамши) — Грамши — Гостиница «Старт» (Универсам) — Новая Спартановка (Кинотеатр «Комсомолец») — Парк Памяти (Парк им. 1 Мая) — Кропоткина — Механический институт — пл. Дзержинского [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Школа № 3 — Рынок ВгТЗ (Колхозный рынок) — Кинотеатр «Старт» — Горный посёлок — Тарифная / Ополченская (33-я столовая) — Ватутина (Кинотеатр «Восток») — ЖКО — ТК «Титовский» [ход — Детский центр] — Титова — Хользунова [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Магазин «Медтехника» — Штеменко (Кинотеатр «Юность») — Богунская — пр. Металлургов / Еремёнко — Экономико-технический колледж — Царицынская опера (ДК им. Ленина) — Библиотечная — 39-я Гвардейская — Ярмарка «Восток» [ход — Детский центр] — пл. Возрождения — Дворец спорта (Троллейбусное депо) — Мамаев курган — Центральный стадион — ЦПКиО (Метизный завод) — Бакинская — 7-я Гвардейская — пл. Ленина — Педагогический университет / Технический университет — Порт-Саида — Комсомольская — Аллея Героев [ход — Детский центр] — Краснознаменская / Дом Союзов — Детский центр

  • 10: (Работал с 3 октября 1985 года от пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева) до ул. Землячки. 1 октября 2002 года продлён до Оптового рынка, в 2009 году — до Рыбокомплекса (ВЗБТ). 1 июля 2015 года был временно сокращён до ул. Новороссийской, 10 октября 2015 года — до Торгового центра «Реал,-». 24 октября был продлён до ул. Лесогорской. С 25 декабря 2015 года до 1 июня 2017 года работал в границах «ул. Лесогорская — пл. им. Куйбышева». 1 июня 2017 года сокращён до ул. Землячки. 1 апреля 2020 года временно приостановлен, а 1 июля 2020 года окончательно закрыт. Время в пути: 55 мин. Расстояние маршрута: 13 275 м.)

Улица Землячки — Центр детского творчества (Дом пионеров) — Агентство воздушных сообщений (Кинотеатр «Экран») — Хорошева — Технологический колледж (техникум) — Джаныбековская — Иртышская — Каспийская — кинотеатр «Родина» — Новороссийская — Железнодорожный вокзал (перед мостом) [ход — пл. им. Куйбышева] — Дом техники [ход — ул. Землячки] — Комсомольская — Аллея Героев [ход — пл. им. Куйбышева] — Краснознаменская / Дом Союзов — пл. Чекистов — Торговый центр — Гостиница «Южная» / Казачий театр (Академическая) — Архитектурно-строительный университет (пл. Советская) — ТЮЗ — Памятник морякам-североморцам — Фабрика «Царица» — Тулака — пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева)

  • 11: (Работал с 29 апреля 1988 года от пл. Титова до ул. Хорошева. В октябре 1988 года был продлён до ул. Землячки. 23 марта 1993 года переоткрыт в новых границах: «33-я школа — Рыбокомплекс»)

Пл. Титова — Гимназия № 14 (Школа № 31) — Стадион «Монолит» — ДК им. Ленина — Библиотечная — 39-я Гвардейская — пл. Возрождения — Дворец спорта — Мамаев курган — Центральный стадион — ЦПКиО — Бакинская — 7-я Гвардейская — пл. Ленина — Педагогический университет / Технический университет — Порт-Саида — Дом науки и техники — Железнодорожный вокзал (мост) — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Технологический техникум — Хорошева — Кинотеатр «Экран» — Дом пионеров — Землячки — Самарский разъезд — Завод «Аврора» — Моторный завод

  • 11: (Работал с 23 марта 1993 года от 33-й школы до Рыбокомплекса. С 16 мая 1997 года до 12 мая 2003 года был сокращён до ул. Хорошева, продлён до Больничного комплекса (БСМП № 25) в 2015 году. 10 октября 2015 года временно приостановлен, а 15 апреля 2017 года окончательно закрыт. Время в пути: 34 мин. Расстояние маршрута: 9 300 м.)

Больничный комплекс (БСМП № 25) — Отделение микрохирургии глаза — Космонавтов — Школа № 33 — Поликлиника № 28 — Симонова — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — 127-й квартал — Качинское училище — Колледж бизнеса (Качинский рынок) — Джаныбековская — Технологический колледж (техникум) — Хорошева — Агентство воздушных сообщений (Кинотеатр «Экран») — Центр детского творчества (Дом пионеров) — Землячки — Торговый центр «Реал,-» (Самарский разъезд) — Юридический факультет (Завод «Аврора») — Моторный завод — Оптовый рынок — Волгоградмаш — ВЗБТ — Рыбокомплекс

  • 12А: (Работал с 26 августа 2002 года до 1 апреля 2004 года)

Детский центр — Дом Союзов / Краснознаменская — Комсомольская — Порт-Саида — Технический университет / Педагогический университет — пл. Ленина — 7-я Гвардейская — Бакинская — ЦПКиО — Центральный стадион — Мамаев курган — Дворец спорта — пл. Возрождения — 39-я Гвардейская — Библиотечная — ДК им. Ленина — Стадион «Монолит» — Гимназия № 14 (Школа № 31) — пл. Титова

  • 13: (Работал с 15 октября 1990 года до 1 апреля 2004 года)

Детский центр — Краснознаменская — пл. Чекистов — Торговый центр — Академическая — пл. Советская — ТЮЗ — Памятник морякам-североморцам — Фабрика «Царица» (Фабрика им. 1 Мая) — Тулака — пл. им. Куйбышева (завод им. Куйбышева)

  • 14: (Работал с 9 февраля 1991 года от Центра (пр. Ленина) до ул. Константина Симонова. 28 декабря 1991 года продлён до Школы № 33, 19 декабря 1992 года сокращён до ул. Константина Симонова. Закрыт 12 мая 2003 года. 26 января 2004 года переоткрыт в новых границах: «пл. Возрождения — 33-я школа»)

ЦЕНТР (Пр. Ленина) — Дом науки и техники — Железнодорожный вокзал (мост) — Новороссийская — кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Качинский рынок — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Симонова

  • 14: (Работал с 26 января до 15 апреля 2004 года от пл. Возрождения до 33-й школы. 2 ноября 2009 года переоткрыт в новых границах: «Речной вокзал — Больничный комплекс (БСМП № 25)»)

Пл. Возрождения — Дворец спорта — Мамаев курган — Центральный стадион — ЦПКиО — Бакинская — 7-я Гвардейская — пл. Ленина — Педагогический университет / Технический университет — Порт-Саида — Дом науки и техники [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Железнодорожный вокзал (мост) — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Качинский рынок — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Константина Симонова — Поликлиника № 28 — Школа № 33

  • 14: (Работал со 2 ноября 2009 года до 1 декабря 2011 года сезонно — апрель-ноябрь. Время в пути: 50 мин. Расстояние маршрута: 10 635 м.)

Речной вокзал — Дом Художника [ход — Речной вокзал] — Детский центр [ход — Речной вокзал] — Дом Союзов / Краснознаменская — Комсомольская — Дом науки и техники [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Железнодорожный вокзал (мост) — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Качинский рынок — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Симонова — Поликлиника № 28 — Школа № 33 — Космонавтов — МНТК микрохирургии глаза — Больничный комплекс (БСМП № 25)

  • 15: (Работал с 19 декабря 1992 года от Больничного комплекса (БСМП № 25) до Центра (пр. Ленина). 1 июля 2015 года был временно сокращён до ул. Новороссийской. 25 декабря 2015 года переоткрыт в новых границах: «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Детский центр». Время в пути: 34 мин. Расстояние маршрута: 8 475 м.)

ЦЕНТР (Пр. Ленина) — Дом науки и техники [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Железнодорожный вокзал (мост) — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Качинский рынок — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Симонова — Поликлиника № 28 — Школа № 33 — Космонавтов — МНТК микрохирургии глаза — Больничный комплекс (БСМП № 25)

  • 15: (Работал с 25 декабря 2015 года до 15 марта 2016 года от Больничного комплекса (БСМП № 25) до Детского центра. 15 марта 2016 года переоткрыт в новых границах: «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Железнодорожный вокзал»)

Детский центр — Дом Союзов / Краснознаменская — Комсомольская — Дом науки и техники [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Железнодорожный вокзал (перед мостом) [ход — пл. им. Куйбышева] — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Качинский рынок — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Симонова — Поликлиника № 28 — Школа № 33 — Космонавтов — МНТК микрохирургии глаза — Больничный комплекс (БСМП № 25)

  • 15: (Работал с 15 марта 2016 года до 28 августа 2017 года. 29 августа 2017 года временно приостановлен, а 9 сентября 2017 года окончательно закрыт. Время в пути: 35 мин. Расстояние маршрута: 8 475 м.)

Железнодорожный вокзал — Порт-Саида — Дом техники [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Железнодорожный вокзал (перед мостом) [ход — пл. им. Куйбышева] — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Колледж бизнеса (Качинский рынок) — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Симонова — Поликлиника № 28 — Школа № 33 — Космонавтов — МНТК микрохирургии глаза — Больничный комплекс (БСМП № 25)

  • 16: (Работал с 11 июня 1996 года до 1 ноября 2011 года (в 2010—11 годах только во время дачного сезона). Время в пути: 20 мин. Расстояние маршрута: 3 410 м.)

Железнодорожный вокзал — Порт-Саида — Комсомольская — Аллея Героев — Краснознаменская / Дом Союзов — Детский центр [ход — Речной вокзал] — Дом художника [ход — Речной вокзал]Речной вокзал

  • 17: (Работал с 15 сентября 1999 года до конца 2000 года)

Закавказская — Кинотеатр «Авангард» — Химико-технологический колледж — Школа № 107 — 503-й квартал — Лавровая — Больница № 9 — Тополёвая

  • 18: (Работал с 15 ноября 2000 года от ул. Тополёвой до Университета. 4 ноября 2004 года был продлён до Обувной фабрики. Закрыт 15 апреля 2017 года. Время в пути: 32 мин. Расстояние маршрута: 8 110 м.)

Обувная фабрика — Автомобилистов — Университет — завод «Электронмаш» — Горная поляна — Комплекс «Санаторный» (Санаторий «Волгоград») — Энергетический колледж — Руднева — Закавказская — Кинотеатр «Авангард» — Колледж им. Вернандского (Химико-технологический колледж) — Школа № 107 — 503-й квартал — Лавровая — Больница № 9 — Тополёвая

  • 59: (Работал с 6 по 10 апреля 2020 года во время пандемии. Самый длинный троллейбусный маршрут когда-либо существовавший в Волгограде).

Спартановка (ул. Грамши) — Грамши — Гостиница «Старт» (Универсам) — Новая Спартановка (Кинотеатр «Комсомолец») — Парк Памяти (Парк им. 1 Мая) — Кропоткина — Механический институт — пл. Дзержинского [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Школа № 3 — Рынок ВгТЗ (Колхозный рынок) — Кинотеатр «Старт» — Горный посёлок — Тарифная / Ополченская (33-я столовая) — Ватутина (Кинотеатр «Восток») — ЖКО — ТК «Титовский» [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Титова — Хользунова [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Магазин «Медтехника» — Штеменко (Кинотеатр «Юность») — Богунская — пр. Металлургов / Еремёнко — Экономико-технический колледж — Царицынская опера (ДК им. Ленина) — Библиотечная — 39-я Гвардейская — Ярмарка «Восток» [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — пл. Возрождения — Дворец спорта (Троллейбусное депо) — Мамаев курган — Центральный стадион — ЦПКиО (Метизный завод) — Бакинская — 7-я Гвардейская — пл. Ленина — Педагогический университет / Технический университет — Порт-Саида — Дом техники [ход — Больничный комплекс (БСМП № 25)] — Железнодорожный вокзал (перед мостом) [ход — Спартановка (ул. им. Грамши)] — Новороссийская — Кинотеатр «Родина» — Каспийская — Иртышская — Джаныбековская — Колледж бизнеса (Качинский рынок) — Качинское училище — 127-й квартал — Школа искусств № 7 (126-й квартал) — Симонова — Поликлиника № 28 — Школа № 33 — Космонавтов — МНТК микрохирургии глаза — Больничный комплекс (БСМП № 25)

Хронология развития троллейбусной сети

Советский период

1960

  • 31 декабря — открыто троллейбусное движение по маршруту 1 «Железнодорожный вокзал — пл. Возрождения» (позднее продлён до ЗКО) по проспекту имени Ленина.

1961

  • Май — открыто троллейбусное депо № 4 в Краснооктябрьском районе. До его открытия троллейбусы отстаивались на Железнодорожном вокзале и охранялись водителями.

1962

  • Продлена троллейбусная линия в Тракторозаводском районе по пр. Ленина от завода «Красный Октябрь» до Школы № 12. С открытием новой линии продлевается маршрут 1 до Школы № 12.

1964

  • 30 апреля — сдана в эксплуатация линия в Центральном и Ворошиловском районах по пр. Ленина (от ул. Комсомольской до ул. КИМ). На новой линии организовывается маршрут 2 «Железнодорожный вокзал — ул. КИМ».
  • Продлена троллейбусная линия в Тракторозаводском районе по пр. Ленина (от Школы № 12 до площади имени Дзержинского). С открытием линии удлиняется маршрут 1 до пл. им. Дзержинского.

1965

  • Открывается новый троллейбусный участок в Тракторозаводском районе по пр. Ленина и ул. Михайлова (от пл. им. Дзержинского до Нижнего посёлка ВгТЗ). По новому участку продлевается маршрут 1 до Нижнего посёлка ВгТЗ.
  • Открывается движение по пр. Металлургов, ул. Маршала Ерёменко и ул. Ополченская (от пр. Ленина до пл. им. Дзержинского). На открытой линии организовывается новый маршрут 3 «ЗКО — Нижний поселок ВгТЗ».
  • Продлена троллейбусная линия в Ворошиловском районе по ул. Рабоче-Крестьянская (от ул. КИМ до площади имени Куйбышева). По открытому участку проходит удлинённый до пл. им. Куйбышева (завода им. Куйбышева) маршрут 2.

1967

  • Открыт маршрут 4 «Памятник морякам-североморцам (Пивзавод) — площадь Титова».

1968

  • 19 марта — в связи с постройкой путепровода на ул. Комсомольской прекращено троллейбусное движение на участке ул. Комсомольской (от ул. Коммунистической до пр. Ленина). Одновременно построена обходная линия по ул. Коммунистическая и ул. Порт-Саида (от ул. Комсомольской до ул. Коммунистической). Маршруты 1 и 2 проходят по новой линии.
  • 5 ноября — сдана в эксплуатацию троллейбусная сеть в Красноармейском районе по ул. Исполкомовской (ул. 40 лет ВЛКСМ) (от Химкомбината (АО «Каустик») до ул. Марийской). С открытием сети начинается обката троллейбусов по маршруту «ул. Марийская — Химкомбинат (АО «Каустик»)».

1969

  • 27 марта — состоялось официальное открытие движения троллейбусов по маршруту 5 «ул. Марийская — Химкомбинат (АО «Каустик»)», а также введение в строй троллейбусного подразделения трамвайного депо № 3 в Красноармейском районе.
  • Июль — открыта новая линия в красноармейской троллейбусной сети по ул. Исполкомовская (ул. 40 лет ВЛКСМ), ул. Удмуртская, ул. Бахтурова и ул. Фадеева (от ул. Марийской до пр. Героев Сталинграда). В связи с открытием новой линии маршрут 5 продлевается от улицы Марийской до Набережной.
  • 12 ноября — введена в строй троллейбусная линия по ул. Моцарта (от ул. Исполкомовской (ул. 40 лет ВЛКСМ) до Сажевого завода (ВЗТУ). После открытия новой линии троллейбусы маршрута 5 начали следовать до Химкомбината (АО «Каустик») через Сажевый завод (ВЗТУ): «Набережная — Сажевый завод (ВЗТУ) [ход — Химкомбинат (АО «Каустик»)] — Химкомбинат (АО «Каустик»)».
  • 19 декабря — открыт маршрут 6 «Набережная — Химкомбинат (АО «Каустик»)», изменена трасса следования маршрута 5 на «Набережная — Сажевый завод (ВЗТУ)».

1972

  • Открыт маршрут «Железнодорожный вокзал — пл. Титова».

1977

  • 3 ноября — введена в строй новая троллейбусная линия от ул. Мира до ул. Хорошева и по ул. Мира и ул. Симбирцева (от ул. Комсомольская до пр. Ленина). С постройкой новой линии организован новый маршрут 7 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — ул. Хорошева».

1978

  • 2 февраля — продлена ранее открытая троллейбусная линия в Дзержинском районе по ул. Исторической (пр. Маршала Жукова) и шоссе Авиаторов (от ул. Хорошева до пр-да Геофизиков). Продлён ранее открытый маршрут 7 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — Моторный завод».

1979 год

  • 6 ноября — открыто троллейбусное движение в Тракторозаводском районе от ул. Михайлова до ул. Мясникова. С открытием новой линии организован маршрут 8 «Железнодорожный вокзал — Кинотеатр «Комсомолец» (Новая Спартановка)».

1980

  • 1 октября — продлена троллейбусная линия в Тракторозаводском районе от ул. Мясникова до ул. им. Грамши. С постройкой новой линии открыт новый маршрут 9 «ЗКО — Спартановка»; изменена трасса маршрута 4: «Железнодорожный вокзал — пл. Титова», продлён маршрут 8 «Железнодорожный вокзал — Спартановка».

1983

  • 16 апреля — открыто троллейбусное депо № 1 в Дзержинском районе, с передачей в него из депо № 4 маршрутов 2 и 7.

1985

  • 3 октября — открыт новый маршрут 10 «ул. Землячки — завод им. Куйбышева».

1988

  • 29 апреля — открыта новая троллейбусная линия в Дзержинском районе от пр-да Геофизиков до к/ст «Рыбокомплекс». Продлён маршрут 7 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — Рыбокомплекс» и открыт новый маршрут 11 «ул. им. Хорошева — пл. Титова».
  • Октябрь — продлён до ул. Землячки маршрут 11.

1989

  • 1 мая — на месте трамвайных линий проложена новая троллейбусная линия в центре города по ул. Краснознаменской (от пр. Ленина до Дворца пионеров). С открытием новой линии организован маршрут 12 «Детский центр — пл. Возрождения».

1990

  • 15 октября — открыт новый маршрут 13 «Детский центр — завод им. Куйбышева».

1991

  • 9 февраля — введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Качинцев, ул. Московская и бульвару 30-летия Победы (от ул. Исторической (пр. Маршала Жукова) до ул. Константина Симонова). По новой линии запущен маршрут 14 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — ул. Симонова».
  • 28 декабря — продлена ранее открытая линия по ул. Константина Симонова (от бульвара 30-летия Победы до к/ст «33 школа»). С открытием линии удлинён маршрут 14 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — 33 школа».

Постсоветский период

1992

  • 19 декабря — открыта троллейбусная линия от школы № 33 до Больничного комплекса. Открыт новый маршрут 15 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — Больничный комплекс (БСМП № 25)», на прежнюю трассу вернулся маршрут 14 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — ул. Константина Симонова» (сокращён).

1993

  • 23 марта — изменена трасса следования троллейбуса 11 на «Рыбокомплекс (РБВТ) — 33 школа».

1996

  • 11 июня — введена в эксплуатацию линия по ул. Краснознаменская и набережной 62-й Армии (от пр. Ленина до Речной вокзала). На новой линии открыт запущен маршрут 16 «Железнодорожный вокзал — Речной вокзал» (через Детский Центр).

1997

  • 16 мая — сокращён до ул. Хорошева маршрут 11.
  • 16 сентября — изменена трасса маршрута 4: «пл. Титова — Спартановка», закрыт маршрут 5 «Набережная — Сажевый завод (ВЗТУ)» с последующим демонтажем линии по ул. Моцарта до Сажевого завода, открыт маршрут «Железнодорожный вокзал — пл. Титова».

1999

  • 15 сентября — открыто троллейбусное депо № 6 на ул. Тополёвой и троллейбусная линия от ул. Тополёвой до ул. Закавказской. С постройкой новой линии организован маршрут 17 «ул. Тополёвая — ул. Закавказская».

2000

  • 10 февраля — маршрут 4 «пл. Титова — Спартановка» перенумерован в .
  • 15 ноября — открыта троллейбусная линия в Кировском и Советском районах от ул. Закавказской до главного входа в Университет. С удлинением линии организован маршрут 18 «ул. Тополёвая — Университет». Маршрут 17 «ул. Тополёвая — ул. Закавказская» был сохранён в полном объёме на период тестирования пассажиропотока на новом маршруте. Из-за возросшей востребованности маршрута 18 маршрут 17 был закрыт в конце года.

2002

  • 1 октября — маршрут 10 продлён до Оптового рынка.
  • 26 августа — открыт маршрут 12А «Детский центр — пл. Титова»

2003

  • 12 мая — закрыт маршрут 14 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — ул. Симонова»; продлён до Рыбокомплекса маршрут 11, изменены границы движения маршрута с «Железнодорожный вокзал — пл. Титова» на «пл. им. Куйбышева — Спартановка (ул. им. Грамши)»; открыты маршруты «Рыбокомплекс — пл. Возрождения» (закрыт в конце 2003 года) и 15А «Больничный комплекс (БСМП № 25) — пл. им. Куйбышева».

2004

  • 26 января — открыт маршрут 14 «33-я школа — пл. Возрождения».
  • 1 апреля — закрыты маршруты 1 «Железнодорожный вокзал — Нижний посёлок ВгТЗ» (через Ерёменко), 12А «Детский центр — пл. Титова» и 13 «Детский центр — пл. им. Куйбышева».
  • 15 апреля — закрыт маршрут 14.
  • 4 ноября — открыта новая троллейбусная линия в Советском районе от Университета до к/ст «Обувная фабрика». Продлён маршрут 18 «ул. Тополёвая — Обувная фабрика».

2008

  • 11 февраля — восстановлен маршрут 1 «Железнодорожный вокзал — Нижний поселок ВгТЗ».

2009

  • Продлён до Рыбокомплекса маршрут 10.
  • 2 ноября — открыт маршрут 14 «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Речной вокзал»; изменена трасса маршрута 1: «Детский центр — Ерёменко — Нижний посёлок ВгТЗ»; закрыт маршрут 16 «Железнодорожный вокзал — Речной вокзал» (через Детский Центр).

2010

  • 9 февраля — движение по маршруту 14 приостановлено.
  • 10 апреля — возобновлено движение по маршруту 14.
  • Май — восстановлен, а в сентябре снова закрыт маршрут 16.
  • 1 декабря — работа маршрута 14 временно приостановлена до наступления дачного сезона.

2011

  • 16 апреля — восстановлено движение троллейбусов по маршруту 14 «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Речной вокзал».
  • Май — возобновлено движение троллейбусов по маршруту 16 «Железнодорожный вокзал — Речной вокзал».
  • 1 ноября — окончательно закрыт маршрут 16 «Железнодорожный вокзал — Речной вокзал».
  • 1 декабря — закрыт маршрут 14 «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Речной вокзал».

2012

  • Октябрь — закрыт маршрут 3 «ЗКО — Нижний поселок ВгТЗ».

2014

  • 11 апреля — организованы специальные рейсы троллейбусов маршрута 12 «Детский центр — пл. Возрождения» до Речного вокзала по пятницам и выходным.
  • 31 июля — закрыт маршрут 7 «ЦЕНТР (пр. Ленина) — Рыбокомплекс».
  • 31 октября — отменены специальные рейсы маршрута 12 «Детский центр — пл. Возрождения» до Речного вокзала.

2015

  • 1 января — отменён маршрут 2 «Железнодорожный вокзал — пл. им. Куйбышева».
  • 12 января — продлён до Больничного комплекса (БСМП № 25) маршрут 11.
  • 1 мая — троллейбусное отделение трамвайно-троллейбусного депо № 3 в Красноармейском районе преобразовано в троллейбусный участок (отделение) № 1 депо № 3, троллейбусное депо № 6 в Кировском районе — в троллейбусный участок № 2.
  • 1 июля — в связи с закрытием комсомольского путепровода на реконструкцию возобновлён маршрут 2 «Железнодорожный вокзал — пл. им. Куйбышева»; временно сокращены до ул. Новороссийской маршруты 10 и 15; закрыт маршрут 15А «Больничный комплекс (БСМП № 25) — пл. им. Куйбышева».
  • 10 октября — маршрут 10 сокращён до Торгового центра «Реал,-»; приостановлен маршрут 11 «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Рыбокомплекс» из-за ремонта шоссе Авиаторов.
  • 24 октября — маршрут 10 продлён до остановки «ул. Лесогорская», временно организованной возле депо № 1, границы маршрута изменены на «ул. Лесогорская — ул. Новороссийская».
  • 1 ноября — троллейбусное депо № 4 в Краснооктябрьском районе преобразовано в троллейбусный парк, троллейбусное депо в Дзержинском районе — в отделение троллейбусного парка.
  • 25 декабря — в связи с открытием комсомольского путепровода закрыт маршрут 2 «Железнодорожный вокзал — пл. им. Куйбышева»; маршрут 10 начинает работать в границах «ул. Лесогорская — пл. им. Куйбышева»; границы маршрута 15 из-за запрета левого поворота с комсомольского путепровода изменяются на «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Детский центр».

2016

  • 19 февраля — закрыт маршрут 6 «Набережная — АО Каустик» в Красноармейском районе. Троллейбусный участок (отделение) № 1 законсервирован.
  • 15 марта — маршрут 15 меняет границы движения: «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Железнодорожный вокзал».
  • 1 апреля — возобновлено движение троллейбусов по маршруту 15А «Больничный комплекс (БСМП № 25) — пл. им. Куйбышева».
  • 15 мая — в Красноармейском районе начался частичный демонтаж контактной сети.
  • 14 ноября — изменены границы движения маршрута 12: «Детский центр — Спартановка (ул. им. Грамши)».

2017

  • 15 апреля — закрыты маршруты 11 «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Рыбокомплекс» и 18 «ул. Тополёвая — Обувная фабрика». Троллейбусный парк в Кировском районе законсервирован.
  • 15 мая — закрыты маршруты 1 «Детский центр — Нижний посёлок ВгТЗ», 8 «Железнодорожный вокзал — Спартановка (ул. им. Грамши)» и «пл. им. Куйбышева — Спартановка (ул. им. Грамши)»; маршрут 9 «Спартановка (ул. им. Грамши) — ЗКО» продлевается до пл. им. Куйбышева в Советском районе, начиная работать в границах «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева» через Вторую продольную магистраль и ЗКО; маршрут 12 в центре города получает вторую конечную остановку «Железнодорожный вокзал» и разделяется на действующий маршрут «Детский центр — Спартановка (ул. им. Грамши)» и маршрут, полностью соответствующий маршруту 8, «Железнодорожный вокзал — Спартановка (ул. им. Грамши)». Троллейбусы маршрута 12 поочерёдно следуют до конечных остановок в центре города.
  • 27 мая — прекращено обслуживание остановки «ЗКО» троллейбусами маршрута 9 «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева».
  • 1 июня — на базе троллейбусного парка создан единый центр управления троллейбусным движением. Отделение троллейбусного парка прекращает выпуск троллейбусов на линию и преобразуется в ремонтную базу. Обслуживание маршрутов 10, 15 и 15А передано троллейбусному парку. Маршрут 10 сокращён до ул. Землячки.
  • 9 сентября — закрыт маршрут 15 «Больничный комплекс (БСМП № 25) — Железнодорожный вокзал».
  • 24 сентября — на испытания поступил троллейбус нового поколения Тролза-5265.03 «Мегаполис» с возможностью автономного хода до 30 км.
  • 26 сентября — состоялась обкатка нового троллейбуса по проспекту Ленина.
  • 27 сентября — троллейбус вышел на маршрут 12 «Детский центр — Спартановка (ул. им. Грамши)» для работы с пассажирами.
  • 30 сентября — троллейбус Тролза-5265.03 «Мегаполис» отправлен на испытания в другой город.
  • 16 ноября — на испытания поступил электробус Volgabus «СитиРитм-12Е».
  • 18 ноября — состоялась обкатка электробуса в тестовом режиме.
  • 20 ноября — электробус вышел на маршрут 12 «Детский центр — Спартановка (ул. им. Грамши)» для работы с пассажирами.
  • 1 декабря — электробус перенаправлен на маршрут 10 «ул. Землячки — пл. им. Куйбышева».

2018

  • 12 марта — открыт новый маршрут 10А «ул. Землячки — пл. Возрождения».

2020

  • 31 января — проведена обкатка контактной сети по трассе бывшего маршрута 18 «Обувная фабрика — ул. Тополёвая».
  • 23 марта — отменены специальные рейсы маршрута 12 «Детский центр — Спартановка (ул. им. Грамши)» до Железнодорожного вокзала.
  • 1 апреля — в связи с пандемией временно прекратили работу все троллейбусные маршруты.
  • 6 апреля — открыт временный маршрут 59 «Спартановка (ул. им. Грамши) — Больничный комплекс (БСМП № 25)» через 2-ую продольную магистраль.
  • 7 апреля — открыт временный маршрут 8 «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева» по 1-ой продольной магистрали.
  • 10 апреля — отменён временный маршрут 59 «Спартановка (ул. им. Грамши) — Больничный комплекс (БСМП № 25)»; приостановлен временный маршрут 8 «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева»; возвращено движение по маршрутам 9, 10А, 12 и 15А.
  • 13 апреля — отменены маршруты 10А «ул. Землячки — пл. Возрождения» и 12 «Детский центр — Спартановка (ул. им. Грамши)»; возобновлён временный маршрут 8 «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева»; изменена трасса следования маршрута 9 на «Спартановка (ул. им. Грамши) — Детский центр».
  • 18 мая — возвращено движение по маршруту 10А «ул. Землячки — пл. Возрождения».
  • 29 июня — отменён временный маршрут 8 «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева»; изменена трасса следования маршрута 9 на «Спартановка (ул. им. Грамши) — пл. им. Куйбышева»; возвращено движение по маршруту 12.
  • 1 июля — отменён маршрут 10 «ул. Землячки — пл. им. Куйбышева».

Троллейбусные депо

Действующие

  • Троллейбусный парк в Краснооктябрьском районе (проспект Ленина, 94а), обслуживающий маршруты 9, 10А, 12, 15А. С 31 декабря 1960 года до 1 ноября 2015 года — троллейбусное депо № 4.

Закрытые

  • Отделение троллейбусного парка в Дзержинском районе (ул. Землячки, 7), функционирующее в качестве ремонтной базы с 1 июня 2017 года. С 16 апреля 1983 года до 1 ноября 2015 года — троллейбусное депо № 1.
  • Троллейбусный участок (отделение) № 1 депо № 3 в Красноармейском районе (ул. 40 лет ВЛКСМ, 66), существовал с 1 мая 2015 года по 16 февраля 2016 года. С 27 марта 1969 года до 1 мая 2015 года функционировал в качестве троллейбусного отделения (троллейбусного депо) объединённого трамвайно-троллейбусного депо № 3. Данное подразделение обслуживало маршруты 5 (до 16 сентября 1997 года), 6 (до 19 февраля 2016 года).
  • Троллейбусный парк депо № 6 в Кировском районе (ул. Тополёвая, 2а), существовал с 19 февраля 2016 года до 15 апреля 2017 года. С 1 мая 2015 года по 16 февраля 2016 года функционировал в качестве троллейбусного участка (отделения) № 2 депо № 3, а с 15 сентября 1999 года до 1 мая 2015 года — троллейбусного депо № 6. Данное подразделение обслуживало маршруты 17 (до конца 2000 года), 18 (до 15 апреля 2017 года).

Подвижной состав

Действующие пассажирские троллейбусы

  • Тролза-5275.03 «Оптима»
  • Тролза-5275.05 «Оптима»
  • ВМЗ-5298.01 (ВМЗ-463)
  • ЗиУ-682Г-016 (012)
  • ЗиУ-682В [В00]
  • ЗиУ-682Г [Г00]
  • ЗиУ-682В-012 [В0А]
  • ЗиУ-682Г-012 [Г0А]
  • ЗиУ-682 КР ВЗТМ
  • Волгоградец-5288
  • ЗиУ-682 (ВЗСМ)
  • ЗиУ-682Г-014 [Г0Е]
  • ЗиУ-682Г-016 (018)
  • ВЗТМ-5284
  • ЗиУ-682В
  • ЗиУ-682В-013 [В0В]
  • ЗиУ-682ГН

Троллейбусы, выведенные из эксплуатации

  • ЗиУ-11
  • ЗиУ-5
  • ЗиУ-5Г
  • ЗиУ-5Д
  • ЗиУ-620501
  • ЗиУ-620520
  • ЗиУ-682*
  • ЗиУ-682Б
  • ЗиУ-682В1
  • ЗиУ-682В10
  • МТБ-10
  • МТБ-82Д
  • Тролза-62052.01 [62052Б]
  • Тролза-62052.02 [62052В]

Троллейбусы и электробусы, проходившие испытания

  • Тролза-5265.03 «Мегаполис»
  • Volgabus-5270.E0

Служебные троллейбусы

  • КТГ-1
  • КТГ-2

Конечные станции и остановки

Действующие

Резервные и служебные

  • Улица Хорошева
  • Школа № 33
  • Улица Симонова
  • Улица Джаныбековская
  • Улица Новороссийская
  • Новая Спартановка
  • Нижний посёлок ВгТЗ
  • Колхозный рынок
  • Улица Ополченская
  • Школа № 12
  • Улица Титова
  • Площадь Титова
  • Троллейбусный парк
  • Центральный стадион
  • Улица Гагарина
  • Железнодорожный вокзал
  • Улица Ленина
  • Памятник морякам-североморцам (Пивзавод)

Теракт 30 декабря 2013 года

Утром 30 декабря 2013 года троллейбус № 1233 двигался по маршруту 15A от остановки «Больничный комплекс» из спального района «Семь ветров» в центр города и далее до остановки «Пл. им. Куйбышева». В 08:25 по московскому времени (по другим данным — около 8:10, в 8:10, в 8:23) он проезжал мимо домов № 122, 124 по ул. Качинцев, недалеко от остановки «Колледж бизнеса» по встречному направлению и Качинского рынка. В этот момент в салоне произошёл взрыв мощностью около 4 кг в тротиловом эквиваленте. По предварительным данным, бомбу привёл в действие террорист-смертник. Также рассматривается версия о подрыве взрывного устройства, заложенного в салоне троллейбуса. Троллейбус полностью разрушен. На месте происшествия погибли 11 человек, при транспортировке в больницы умерли ещё 3 человека. Госпитализировано 27 пострадавших, в том числе грудной ребёнок. В последующие дни в больнице скончались два человека, 6 пациентов были эвакуированы в Москву.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: