На Днепре (балет)

12.12.2020

«На Днепре» (фр. Sur le Borysthène — одноактный балет в двух картинах с прологом и эпилогом русского композитора С. С. Прокофьева, опус 51 1930 года на либретто Сержа Лифаря и композитора. Премьера состоялась 16 декабря 1932 года в Парижской опере.

История создания

Работу над созданием музыки для балета С. С. Прокофьев начал после знакомства с С. П. Дягилевым в Лондоне в 1914 году. При первой же встрече антрепренёр отказался от предложенной композитором оперы «Игрок» и заказал балет. Для Дягилева Прокофьев написал музыку к своим первым балетам. Импресарио оплатил гонорар за первый заказ — «Ала и Лоллий» — но отказался от его постановки. Партитура этого балета целиком вошла в оркестровую «Скифскую сюиту» (опус 20 1915 года, первое исполнение в 1916 году), поэтому в списке сочинений композитора «На Днепре» считается четвёртым по счёту балетом после «Сказки про шута семерых шутов перешутившего», «Стального скока» и «Блудного сына». В списке сочинений композитора также не указывается балет «Трапеция», поскольку музыка к нему изначально создавалась как инструментальное произведение — Квинтет g-moll для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса в 6 частях, ор. 39, 1924.

Через два месяца после успешной премьеры балета «Блудный сын», ставшей последней постановкой последнего 22-го сезона труппы Русского балета Дягилева, антрепренёр внезапно скончался. Известие о смерти Дягилева произвело на Прокофьева ужасное впечатление. Независимо от этого в творчестве композитора наступила, по словам И. В. Нестьева, неблагодарная полоса, когда почти полностью прекратилась любимая им работа в области музыкального театра. Исключение в этом последнем неблагоприятном «досоветском» периоде 1929—1933 годов составляет балет «На Днепре».

В этот раз заказ на создание балета поступил от Сержа Лифаря, считавшегося преемником Дягилева. Лифарь исполнял партию Блудного сына в одноимённом балете. После смерти Дягилева, называвшего Прокофьева «вторым сыном» (вторым после Стравинского), Лифарь занял пост балетмейстера в Гранд-опера, поэтому от предложения столь престижного театра Прокофьев не мог отказаться. Балет «На Днепре» был первой постановкой Лифаря в Гранд-опера. Было решено посвятить её памяти Дягилева.

Действующие лица и сюжет

  • Наталья
  • Сергей
  • Ольга
  • Жених Ольги

Сергей возвращается с гражданской войны домой — на берега Днепра. Он уже не испытывает былой любви к Наталье, с которой был помолвлен до войны. Его влечёт к красавице Ольге, родители которой намереваются выдать её замуж за нелюбимого ею человека. Повстречав Сергея, Ольга влюбляется в него. Вторая картина начинается праздником помолвки Ольги с женихом. Объятый ревностью Сергей прерывает танец друзей жениха, начинается драка. Наталья помогает Сергею и Ольге скрыться в надежде на будущее счастье и остаётся в одиночестве с разбитым сердцем.

Продолжительность балета около 40 минут.

  • Вступление — Andante dolce (quasi andantino)
  • Первая картина
Встреча — Allegro amabile Мимическая сцена — Moderato (quasi allegretto) Pas de deux — Andante mosso Мужская вариация и финал — Allegro vivace e ben marcato
  • Вторая картина
Помолвка — Andante Танец жениха — Allegro risoluto Танец невесты — Andante coin eleganza Танец мужчин — Andantino Драка — Allegro precipitato Мимическая сцена — Moderato
  • Эпилог — Andante amoroso

Постановки

Вторая мировая премьера состоялась 1 июня 2009 года в Нью-Йорке в Метрополитен-опера. Эта постановка балета «На Днепре» стала хореографическим дебютом Алексея Ратманского в Американском театре балета.

Структура

Музыка балета

Примерная продолжительность — 40 минут.

Вступление Первая картина 1. Встреча 2. Мимическая сцена 3. Па-де-де 4. Мужская вариация и финал Вторая картина 5. Помолвка 6. Танец жениха 7. Танец невесты 8. Танец мужчин 9. Ссора 10. Мимическая сцена 11. Эпилог

Сюита

В 1933 году С. С. Прокофьев создал симфоническую сюиту для большого оркестра «На Днепре», опус 51 bis. Произведение длится около 20 минут и состоит из шести частей:

1. Прелюдия 2. Вариация первого танцовщика 3. Помолвка 4. Ссора 5. Сцена 6. Эпилог

Впервые сюита была исполнена в 1934 году в Париже под управлением автора.

Дискография

Музыка балета

  • 1982 Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР под управлением Г. Н. Рождественского (Мелодия А10 00023 007). Данная запись воспроизводилась фирмой «Мелодия» в выпусках компактных дисков (SUCD 10 00206; MEL CD 10 00906), а также в издании собрания записей семи балетов Прокофьева на 9 CD (MEL CD 10 02430) в 2016 году, приуроченном к 125-летию рождения композитора
  • 1998 Симфонический оркестр Кёльнского радио под управлением М. В. Юровского (Classic Produktion Osnabrück)
  • 2003 Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением В. К. Полянского (Chandos CHAN 10044); длительность 40:37

Сюита

  • 1962 — Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии под управлением Г. Н. Рождественского. Мелодия Д 010331-2. Эта запись воспроизводилась фирмой «Мелодия» в выпусках пластинок 1978 года (С10 10453-4) и в чешском издании фирмы Supraphon (1110 2854)
  • 1994 — Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Теодора Кучара (Naxos Records)
  • 2001 — Филармонический оркестр Монте-Карло под управлением Джеймса Де Приста (Koch)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: