Горчаков, Николай Михайлович

12.12.2020

Николай Михайлович Горчаков (19 [31] августа 1898 или 1898, Санкт-Петербург — 28 августа 1958 или 1958, Джубга, Краснодарский край) — советский театральный режиссёр, театровед и педагог; заслуженный деятель искусств РСФСР (1943), доктор искусствоведения (1948), лауреат двух Сталинских премий (1946, 1952).

Биография

Родился 7 (19) августа 1898 в Санкт-Петербурге в семье М. К. Дитерихса (в дальнейшем он взял псевдоним Горчаков — в честь родственников из этого рода). В 1916 году окончил гимназию в Москве.

В 1917—1921 годах служил в РККА. После демобилизации поступил в 3-ю студию МХАТ, с 1922 года был актёром её труппы, в 1924-м дебютировал как режиссёр, поставив спектакль «Битва жизни» по Ч. Диккенсу. Проводить репетиции ему помогал К. С. Станиславский.

В 1924 году окончил режиссёрский факультет Театральной студии имени Е. Б. Вахтангова и в том же году перешёл во МХАТ, где на протяжении многих лет работал в качестве режиссёра; одновременно в 1931—1934 годах был художественным руководителем Московского театра Сатиры.

В 1933 году на экраны вышел комедийный художественный фильм «Чёрный барак», снятый им в соавторстве с Михаилом Яншиным по сценарию И. А. Ильфа и Е. П. Петрова.

Около пяти лет ушло на работу над спектаклем «Мольер» по пьесе «Кабала святош» М. А. Булгакова во МХАТе, это было сопряжено с годами не решавшейся ситуации управления театром. Премьера состоялась 16 февраля 1936 года на сцене филиала театра, постановка пользовалась зрительским успехом, но успела пройти всего семь раз. 9 марта не без участия председателя Комитета по делам искусств П. М. Керженцева, увидевшего в ней «тайный политический замысел», вышла разгромная редакционная статья в «Правде»:

…Эта фальшивая, негодная пьеса идёт решительно в разрез со всей творческой линией театра и ставит его в ложное положение перед зрителем, относящимся к МХАТ с заслуженным доверием. Филиал МХАТ не может с этим не считаться и, надо полагать, сделает соответствующие выводы.

— «Внешний блеск и фальшивое содержание», «Правда» № 68 9 марта 1936

В результате театру ничего не оставалось как спектакль снять.

Гибель булгаковского спектакля тяжело отозвалась в биографии Горчакова, поселив в нем страх и готовность отрекаться от себя, доказывать политическую правоверность (участие в постановке пьесы Вирты «Земля», 1937; «Илья Головин» Михалкова, 1949; «За власть Советов» Катаева, 1954).

— Инна Соловьёва, Портретное фойе МХТ

В 1941 году Горчаков организовал единственный тогда в Москве драматический театр (Московский театр драмы) с привлечением части труппы Театра Ленсовета, где зрители впервые увидели «Русских людей» К. М. Симонова и «Фронт» А. Е. Корнейчука. В 1943 году Театр драмы был объединён с Театром Революции, и Горчаков вернулся в Московский театр Сатиры, художественным руководителем которого оставался до 1948 года. В 1952 году принял участие в киноверсии спектакля МХТ «Школа злословия».

С 1928 года — преподаватель, а с 1939 года — профессор ГИТИСа.

Литературной деятельностью занимался с 1924 года. Опубликовал книги «Беседы о режиссуре», «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» (1950), монографические очерки в «Ежегодниках МХАТ», статьи и рецензии в периодической печати, режиссёрские комментарии к пьесам классического и советского репертуара.

Н. М. Горчаков скончался 28 августа 1958 года в Джубге. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Жена (в период 1924—1933 годов) — Ангелина Степанова, актриса.

Предки

Постановки в театре

  • 1928 — «Квадратура круга» В. П. Катаева
  • 1933 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (совм. с Р. Г. Корфом)
  • 1936 — «Мольер» М. А. Булгакова
  • 1937 — «Земля» Н. Е. Вирты (совм. с Л. М. Леонидовым)
  • 1938 — «Господин де Пурсоньяк» Ж.-Б. Мольера
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана (совм. с В. Г. Сахновским)
  • 1942 — «Русские люди» К. М. Симонова
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука
  • 1943 — «Москвичка» В. Гусева (совм. с Е. Страдомской)
  • 1944 — «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» А. Е. Корнейчука
  • 1945 — «Офицер флота» А. А. Крона (совм. с И. М. Раевским)
  • 1946 — «Факир на час» В. А. Дыховичного (совм. с В. Я. Хенкиным)
  • 1947 — «Время, вперёд!» В. П. Катаева
  • 1947 — «Остров мира» Е. П. Петрова (совм. с Э. Б. Краснянским)
  • 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского
  • 1956 — «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова
  • 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман (совм. с Г. Г. Конским)

Награды и премии

  • Заслуженный артист РСФСР (1937)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (24 марта 1943)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за спектакль «Офицер флота» А. А. Крона
  • Сталинская премия третьей степени (1952) — за книгу «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» (1951, 2-е издание)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • два ордена «Знак Почёта»

Основные работы

  • Режиссёрские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций. — М.: Искусство, 1950. — 399 с. (2-е изд. 1952)
  • Спектакль художественной самодеятельности. — М.: Молодая гвардия, 1954. — 120 с.
  • Антон Павлович Чехов в театре. М., 1955.
  • Как поставить спектакль. — М.: Госкультпросветиздат, 1955. — 84 с. — (Библиотечка «Художественная самодеятельность»; № 28).
  • Работа режиссёра над спектаклем. — М.: Искусство, 1956. — 464 с.
  • Режиссёрские уроки Вахтангова. — М.: Искусство, 1957. — 192 с. — 10 000 экз.
  • К. С. Станиславский о работе режиссёра с актёром. М.: Искусство, 1958.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: