Чернигов (авиабаза)

12.12.2020

Авиабаза "Чернигов" (укр. Авіабаза Чернігів) или Аэродром "Певцы" (укр. Аеродром Півці) — авиабаза на Украине, расположена в 5 км к северу от центра города Чернигова (микрорайон Певцы).

История

В советские годы имел статус военно-гражданского аэродрома первого класса, пригодного для приёма любых летательных аппаратов при любых метеоусловиях. Отсюда выполнялись пассажирские рейсы по УССР на самолётах Ан-2. На «кукурузниках» также тренировались летать курсанты ЧВВАУЛ, а военные использовали самолёты Л-39. Полёты проходили каждый день, раз в неделю проводились тренировки парашютистов.

Для связи с командным пунктом войск ПВО службами аэродрома использовался позывной «Апельсин». Здесь базировались три радиолокационные группы: дальняя — ведущая обзор воздушного пространства в радиусе 350—400 км, ближняя — от 0 до 100 км, а также радиолокационная система посадки. Каждая из этих служб имела до 4 радиолокационных станций (РЛС) кругового обзора и 2-3 радиолокационных высотомера.

Аэродром использовался для приёма самолётов Ан-12, Ан-26, Ан-22, Ил-76, а также Ан-124 «Руслан». Несколько раз здесь садился и такой гигант, как Ан-225 «Мрия».

После распада СССР, при независимой Украине, здесь осталась только тренировочная авиабаза. На аэродроме базировался 701 авиационный учебный полк, использовавший самолёты Л-39 (по состоянию на 1992 год).

Во время аварии на Чернобыльской АЭС

В 4 часа утра 26 апреля 1986 года на место аварии прибыла передовая команда 1-й Гвардейской армии. На общем совете между руководством станции и военными была признана нецелесообразность дальнейшего тушения аварийного реактора с земли. Было принято решение засыпать жерло реактора смесью свинца и доломитов для уменьшения выбросов радиации в атмосферу. С аэродрома в Певцах подняли на выполнение задания единственный свободный в то время вертолёт 1-го учебного авиаполка ЧВВАУЛ Ми-8 с бортовым номером 20 (экипаж: капитан А.Захаров, старший лейтенант М.Шиманский, капитан М.Плоский). На дощатую платформу, подвешенную к вертолёту, загрузили мешки с доломитовым песком, свинцом и боросодержащими материалами, также на борт взяли четырёх солдат для обслуживания платформы. Было осуществлено, по меньшей мере, три вылета к аварийному реактору.

27 апреля на аэродром прибыли две вертолётные эскадрильи из Кировограда и Александрии (вертолёты Ми-6, Ми-8МТ) в составе 32 вертолётов. 28 апреля прибыла помощь из Кобрина (Беларусь) — две эскадрильи Ми-26. На все машины здесь монтировали платформы для песка. Новоприбывший личный состав расквартировывали непосредственно в Певцах.

Во время ликвидации аварии на ЧАЭС на аэродроме в Певцах проводили дезактивацию и санобработку вертолётной техники, личного состава экипажей, участвовавших в тушении аварийного реактора. На пункте санитарной обработки, развёрнутом при аэродроме, с 27 апреля по 6 мая 1986 года круглосуточно проходили обработку 50-60 вертолётов, 10-12 самолётов и 350—400 членов экипажей. Вертолёты, прилетавшие из зоны аварии, тянули за собой шлейф радиационной пыли, оседавшей в окрестностях аэродрома (в ближайшей роще фон достигал 200 мР/ч), где сразу желтела трава. У некоторых вертолётов, вернувшихся из рейса к ЧАЭС, в двигателях обнаруживался радиоактивный фон в 45 Р/ч. Уже 30 апреля первая группа работников аэродрома и членов экипажей из 38 человек была отправлена в московский госпиталь, 1 мая отправили ещё 23 военнослужащих. Когда возникла угроза распространения радиационного загрязнения на село Певцы и окрестности Чернигова, было принято решение перенести пункт санитарной обработки на аэродром с. Малейки.

Закрытие

Авиабаза была расформирована в сентябре 2004 года. На территории части оставили радиолокационную установку. В 2006 году планировалось установление РЛС метрового и сантиметрового диапазона, одного радиовысотомера.

К 2014 году авиабаза была практически полностью разворована и разрушена, на взлётных полосах начали расти деревья, терминалы полностью разграблены.

Возобновление работы

В связи с Крымским кризисом и вооружённым конфликтом на востоке Украины, встал вопрос о возобновлении работы авиабазы. Планировалась эксплуатация самолётов АН-70. В 2018 году проводились беседы о создании на базе аэродрома гражданского аэропорта.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: