Гардуэн, Жан


Жан Ардуэн (фр. Jean Hardouin; 23 декабря 1646, Кемпер, Бретань — 3 сентября 1729, Париж) — французский учёный-иезуит, специалист по античной филологии, историк и богослов, работавший учителем и библиотекарем в Париже.

Биография

Родился в Кемпере, Бретань. Приобрёл начальное образование и вкус к литературе в книжном магазине своего отца. Двадцати лет от роду, он вступил в Орден иезуитов. В 1683 году возглавил французскую Королевскую библиотеку (фр. College Louis le Grand). Современники поражались обширности его познаний и нечеловеческой работоспособности: научным изысканиям он посвящал всё своё время с 4 часов утра и до поздней ночи. Жан Гардуэн считался непререкаемым авторитетом в области богословия, археологии, изучения древних языков, нумизматики, хронологии и философии истории. В 1684 году он издал речи Темистия (Фемистия); опубликовал работы о Горации и по античной нумизматике, а в 1695 году представил на суд общественности исследование последних дней Иисуса, в котором, в частности, доказал, что по традициям Галилеи Тайная вечеря должна была состояться в четверг, а не в пятницу. В 1687 году французское Церковное собрание поручило ему колоссальную по объёму и значению задачу: собрать материалы всех Церковных соборов (лат. Conciliorum collectio regia maxima), начиная с Ι века новой эры, и, приведя их в соответствие с изменившимися догмами, подготовить к печати. Работу заказал и оплатил Людовик XIV. Спустя 28 лет, в 1715 году, титанический труд был окончен. Янсенисты и адепты других богословских направлений в течение 10 лет оттягивали издание, пока в 1725 году материалы Церковных соборов, наконец, не увидели свет. Благодаря качеству обработки и умению систематизации материала, до сих пор считающегося образцовым, он выработал новые критерии для современной исторической науки. Одновременно с главным трудом жизни, Гардуэн издавал и комментировал многие тексты (прежде всего «Критику „Естественной истории“ Плиния», 1723). Но, несмотря на то, что безупречный образ жизни и научные достижения учёного-иезуита снискали ему славу и уважение в образованных слоях общества, его критика письменного наследия античности вызывала ожесточённые нападки коллег.

Сочинения

Первой опубликованной работой, было издание произведений Фемистия, в котором было не менее 13 новых речей. Под руководством Жана Гамье (1612—1681) он участвовал в редактировании «Естественной истории» Плиния. Его интерес вызвала нумизматика; он опубликовал несколько работ в этой области.

Основные произведения:

  • Nummi antiqui populorum et urbium illustrati (1684)
  • Antirrheticus de nummis antiquis coloniarum et municipiorum (1689)
  • Chronologia Veteris Testamenti ad vulgatam versionem exacta et nummis illustrata (1697)
  • Chronologiae ex nummis antiquis restitutae (1693)
  • Ad censuram scriptorum veterum prolegomena.
  • De supremo Christi Domini paschate(1693)
  • De baptismo quaestio triplex: de baptismo pro mortuis... (1687)

Критические взгляды

Гардуэн утверждал, что все соборы, якобы происходившие до Тридентского собора, являются фикцией. В его трудах содержатся утверждения, что большая часть античных произведений сфальсифицированы монахами в XIII веке. Он утверждал, что оригинальный текст Нового Завета был написан на латыни.

Деяния вселенских соборов

Во второй половине XIX века при Казанской духовной академии на основании книг Лаббе «Sacrosancta concilia ad Regiam editionem exacta» и Гардуэна «Conciliorum collectio regia maxima» был сделан перевод на русский язык документов семи Вселенских соборов, который был издан в семи томах, под названием: «Деяния вселенских соборов» (первый том был издан в 1859 году).

  • Том 1. I-III Вселенские Соборы. 3-е изд. Казань, 1910.
  • Том 2. III Вселенский Собор (продолжение). 2-е изд. Казань, 1892
  • Том 3. IV Вселенский Собор. Казань, 1908.
  • Том 4. IV Вселенский Собор (окончание). Казань, 1908.
  • Том 5. V Вселенский Собор. 4-е изд. Казань, 1913.
  • Том 6. VI Вселенский Собор. 3-е изд. Казань, 1908.
  • Том 7. VII Вселенский Собор. 3-е изд. Казань 1909.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: