Горско-еврейская литература


Татская литература — еврейско-татская литература горских евреев на горско-еврейском (джуури, джухури) языке.

История

Еврейско-татская литература богата народным фольклором. Наиболее популярными рассказчиками народного фольклора в начале XX века были Мардахай Овшолум (1850—1925), Шаул Симанду (1856—1939), Хизгил Дадашев (1860—1945) и Айболо из Тарки.

Раввин Иешаяху Рабинович был в числе первых кто в 1904 г. создал литературные произведения на горско-еврейском языке для драматического кружка в городе Дербенте.

Позже знаток горско-еврейского фольклора, Хизгил Авшалумов создает фольклорнога образа острослова (джуури:Шими Дербенди) — Шими из Дербента (горско-еврейский аналог Гершеле Острополера).

Ряд поэтов XX века создают свои произведения на горско-еврейском языке, такие как Сергей Изгияев, создаёт поэмы и пьесы: «Мы защитники мира» (1952), «Судьба и любовь» (1972) и ряд других работ. Шефи Сафонов, в 1968 г. создал поэтический сборник (джуури:«Парза, ма‘ни ма») — «Лети, мой стих». Поэтесса Зоя Семендуева выпустила сборник (джуури:«Войгей дуьл») — «Веление сердца». В 2007 году вышла её книга (джуури:«Духдер эн дуь бебе») — «Дочь двух отцов».

В конце XX века ряд литераторов пишут только на русском языке, такие как поэт Лазарь Амиров (1936—2007), новеллист Феликс Бахшиев (1937), литературовед и новеллист Манашир Азизов (1936—2011) и Асаф Мушаилов. Асаф Мушаилов, в 2017 г. выпустил книгу «Стихи Поэмы Рассказы».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: