Тарновский, Владислав


Граф Владислав Тарновский (польск. Władysław Tarnowski; 4 июля 1836, имение Врублевице близ села Рыхтичи, ныне Дрогобычский район Львовский области — 19 апреля 1878, на пароходе, плывшем из Японии в Сан-Франциско) — польский пианист, композитор, поэт и переводчик. Двоюродный брат литературоведа Станислава Тарновского.

Жизнеописание

Владислав родился в семье Валерьяна Спицимира и Эрнестины Тарновских. Имел брата Станислава и сестру Марию. Воспитывался под присмотром гувернёра, в 1840 году остался без матери. Был очень способен к музыке. Местный органист научил мальчика читать ноты, и тот упражнялся дома на фортепиано. По семейным преданиям, Владислава ещё маленьким ребёнком показали Шопену, но документально это не подтверждено. В свои четырнадцать лет Владислав Тарновский уже сочинял музыку, писал стихи. Тяга к искусству усилилась от того, что Тарновские дружили с семьей Гротгеров, а сам Владислав был приятелем Артура Гротгера. С 1845 или 1846 учился в Лембергском иезуитском конвикте (школе-интернате) при костёле святого Николая, а потом — в Краковской гимназии. Поступил на юридический и философский факультеты Ягеллонского университета, который окончил в 1857 году, впоследствии, вопреки отцовской воле, учился в Парижской консерватории, у Даниэля Обера. Там дружил с музыкантом и музыковедом Альбертом Совинским и с историком и этнографом Франциском Духинским. В 1861 отец умер, и в день похорон сгорело поместье в Вороблевичах. Владислав как старший сын унаследовал хозяйствование имением и понемногу восстанавливал утраченное. Собирал произведения искусства и открыл музей в своей усадьбе. Построил в селе школу, нанял учителя и покупал для учащихся книги и тетради. По свидетельствам вороблевичских старожилов, его племянник, сын брата Станислава, на свои средства восстановил в селе церковь, сооружённую его предками в XVIII веке и разрушенную во время Первой мировой войны, а после установления советской власти был сослан в Сибирь в 1939 или 1940 году. Владислав Тарновский на некоторое время прервал обучение, чтобы принять участие в Польском восстании 1863 года. Работал во лембергской организации, которая помогала повстанцам, был секретным связным между Галицией и Национальным правительством в Варшаве. Также воевал в составе зуавов-смертников. Там же и написал военную песню «Jak to na wojence ładnie, я ułan z konia spadnie», доныне популярную, хотя и переработанную.

После подавления восстания Владислав Тарновский продолжил обучение музыке в Лейпцигской консерватории у Игнаца Мошелеса (фортепиано) и Э. Ф. Э. Рихтера (композиция), в 1863—1865 гг. анонимно опубликовал в Лейпциге три выпуска поэтических сочинений под общим названием «Стихи студента» (польск. Poezye Studenta). Наконец отправился в Рим совершенствовать своё мастерство под руководством Ференца Листа. Тот ценил своего ученика, сравнивал его с Антоном Рубинштейном и Гансом фон Бюловом и сам исполнял произведения Тарновского.

Тарновский концертировал во Вроцлаве (в 1860 и 1875 исполнял также свои произведения), Вене и Риме, Венеции и Флоренции (1872), Париже (1873) и Лемберге (1875), гастролировал по Греции, Сирии и Египте. Некоторое время жил в Индии и Японии, заинтересовавшись восточными культурами. В то же время публиковал в польской прессе стихи под псевдонимом «Эрнест Булава» (польск. Ernest Buława). Отдельными изданиями вышли в мир, в частности, его напечатанные в Лемберг мистерия по библейским мотивам «Исаак» (1871) и две драмы — «Карлински» (польск. Karlińscy, 1874) и «Иоанна Грэй» (польск. Joanna Grey, 1874).

Свободно владея английским, немецким, французским и итальянским языками, он перевёл на польский ряд произведений Уильяма Шекспира, Перси Биши Шелли, Вашингтона Ирвинга, Генриха Гейне, Максимилиана Берна, Пьера Корнеля. В активе также драматическая мистерия «Майя» Анджело де Губернатиса, с которым Тарновского сблизило увлечение Востоком, и польский перевод профессионального исследования Франца Бренделя «Очерк истории музыки».

Тарновский был также меценатом (поддерживал, в частности, Анджея Грабовского).

Среди композиций Тарновского — опера «Ахмед, или Пилигрим любви» (польск. Achmed, czyli Pielgrzym miłości, 1875, на собственное либретто по мотивам «Альгамбры» Вашингтона Ирвинга), струнный квартет ре мажор, Фантазия для скрипки и фортепиано, фортепианные и вокальные сочинения.

Владислав Тарновский умер от инфаркта, путешествуя из Японии в США на корабле «Пацифик» (англ. Pacific). Смерть наступила уже на подходе к Сан-Франциско. Похоронен в Вороблевичах.

Музыкальные композиции

Камерные

  • Quatour Ré-majeur pour Deur Violons, Viola et Violoncelle (Струнный квартет ре мажор) (1874?)
  • Fantasia quasi una sonata (для скрипки и фортепиано)
  • Souvenir d’un ange (для скрипки и фортепиано) (Вена, около 1876, издательство Кратохвилла/Kratochwill)

Фортепианные

  • 3 Mazurkas (Вена, около 1870, издательство A. Безендорфера/A. Bösendorfer)
  • 2 пьесы:
    • Chant sans paroles
    • Valse-poeme (обе — Лейпциг, около 1870, издательство Х. Э. Канта/Ch. Е. Kahnt)
  • Impromptu «L’adieu de l’artiste» (Вена, около 1870, издательство Гутманна/J. Gutmann)
  • Souvenir de la Canée (концертная фантазия для фортепиано)
  • Sonata à son ami Zawadzki (Вена, около 1875, издательство Кратохвилла)
  • Grande polonaise quasi rapsodie symphonique (Вена, около 1875, издательство Гутманна)
  • Extases au Bosphor, fantasie rapsodie sur les melodies orientales op. 10 (Лейпциг, около 1875, издательство Р. Форберга/ R. Forberg)
  • Полонез для Теофила Ленартовича (1872)
  • Траурный марш из симфонического произведения, посвященный памяти Августа Беловского (1876)
  • Обработка этюда оп. 25, № 7 Фредерика Шопена для виолончели и фортепиано (Лейпциг, 1874, издательство B&H)
  • Аве Мария (в: "Album Muzeum Narodowego w Rapperswyllu", 1876, стр. 577-578.)
  • Andantino pensieroso

(в: "Echo Muzyczne", 17 XII 1878)

Ноктюрны и романсы

  • Nocturne dédié à sa soeur Marie (Вена, издание не датировано)
  • Nuit sombre
  • Nuit claire

Песни

Соло:
  • Marsz ułański — или Pieśń żołnierza и Marsz żołnierzy Langiewicza, который начинается словами: «A kto chce rozkoszy użyć»; сегодня более известен со слов «Jak to na wojence ładnie» (первые публикации: Kieszonkowy słowniczek polski z melodiami, Познань, 1889, издательство Лайтгебера/J. Leitgeber и Piosenka wojenna, Лемберг, 1908, издательство Б. Полонецкого/B. Połoniecki, соответственно)
С фортепианным аккомпанементом:
  • Cypryssen 5 characterische Gesänge (Вена, 1870, издательство A. Безендорфера), пятая песня: Ich sank verweint in sanften Schlummer
  • Neig, o Schöne Knospe (Вена, около 1870, издательство Гутманна)
  • Kennst du die Rosen (Вена, около 1870, издательство Гутманна)
  • Du buch mit Siegen Siegeln и Ob. Du Nun ruhst… (Вена, около 1870, издательство Кратохвилла)
  • Still klingt das Glöcklein durch Felder (Вена, около 1875, издательство Гутманна)
  • Klänge Und Schmerzen (Лейпциг, около 1870, издательство Х. Э. Канта)
  • Nächtliche Regung (Лейпциг, близько 1870, издательство Х. Э. Канта)
  • Mein Kahn
  • Strofa dello Strozzi e la risposttadi Michalangelo (издательство Цариша/Carisch)

Сценические произведения

  • Achmed oder Pilger Liebe (на собственное либретто. Опубликована партия фортепиано, Лейпциг, около 1875, издательство Г. Форберга)
  • Karlińscy (музыка к собственному драматическому произведению, Лемберг, 1874, издательство Губриновича и Шмидта)
  • Joanna Grey (музыка к собственному драматическому произведению, Вена, 1875, издательство Кратохвилла)

Литературные произведения

Поэтические сборники

  • Poezye studenta (тома 1-4, с 1863-65 гг):
  • Poezye Studenta — том 1. (Лейпциг, 1863, издательство Ф. А. Брокгауза/F.A. Brockhaus)
  • Poezye Studenta — том 3. (Лейпциг, 1865, издательство Ф. А. Брокгауза)
  • Poezye Studenta — том 4. (Лейпциг, 1865, издательство Ф. А. Брокгауза)
  • Krople czary (Лейпциг 1865, видавництво Павла Роде/Paweł Rhode)
  • Sonety tatrzańskie (1865)
  • Szkice helweckie i Talia (Лейпциг, 1868, издательство Павла Роде)
  • Piołuny (Дрезден, 1869, типография Ю. И. Крашевского)
  • Nowe Poezye (1872, издательство Зайферта и Чайковского/Seyfert i Czajkowski)
  • Kochankowie ojczyzny (поэма, 1872)
  • Obrazy z kraju (1877)

Стихи

  • Na śmierć Żołnierza Polskiego Marcina T. (приблизительно 1862, книжное издание 1865)
  • Do Władysława Zwierkowskiego i Filipa Kahanego (после 1863)
  • Bądźmy gotowi (1865)
  • Na śmierć Juliusza T. (1865)
  • Do S… T… (опубликовано 1865)
  • Krzyk sarmatki (1867)
  • Modlitwa niemego
  • Na dymissyę Belkredego (1867)
  • Prywata a doktrynerka (1868)
  • Kolibry (1868)
  • Pamięci Sierakowskiego (1868)
  • Pamięci Jurgensa (1868)
  • Pamięci Mieczysława Romanowskiego (1868 или ранее)
  • Pamięci Traugutta (1868 или ранее)
  • Modlitwa niemego (1868)
  • Kwestya szkółek (1868)
  • Z płomieni (1869)
  • Tryumfator (программа к симфонии) (1869)
  • Pamięci J. K. Turskiego (1870)
  • Praxytel i Fryne (1871)
  • Neapol (1875)
  • Pomnik Bielowskiego (1876))
  • Naśladowanie z arabskiego (1876)
  • Tęcze wspomnień (1876)
  • Odwiedziny u Kanarisa (1876)
  • Wspomnienie Skinderowi Paszy (1876)
  • Nad brzegami Barada (1877)
  • Tęsknota ducha (1878)

Песни

  • Podzwonne (1857)
  • Jak to na wojence ładnie
  • Na bagnety (1863)
  • Pieśń druga z Lutni (1863)
  • Piołunowy hymn (1865)
  • Oda na cześć Żuawów nieśmiertelnych (1865)
  • Hymn wiosenny (1866)
  • Córeczka grabarza (1869)
  • Madonno moja (1875)

Драмы

  • Izaak. (Лемберг, 1871)
  • В серии Ernesta Buławy Utwory Dramatyczne:
    • Toм I — Karlinscy. Лемберг, издательство Губриновича и Шмидта, 1874
    • Toм II — Joanna Grey. Лемберг, издательство Губриновича и Шмидта, 1874 (с этим драматическим произведением связана увертюра Владислава Тарновского, но её приобщили позже)
    • Toм III — Ostatnie sądy kapturowe и Finita la comedia (упомянуты в томе II; опубликованы, вероятно, также в издательстве Губриновича и Шмидта),
  • Achmed, pielgrzym miłości (либретто на немецком языке Achmed oder die Pilger der Liebe)

Проза

  • Talia (1868)
  • Przechadzki po Europie (1871)

Переводы

  • Джеймс Макферсон. Pieśni Osjana, а также по мотивам: Z dziejów «Ossjana» w Polsce (англ.) (посмертное издание), издательство Михала Арцта/M. Arct, Варшава, 1927
  • Уильям Шекспир. Hamlet (англ.) (последние издания: Hamlet, królewicz duński — под редакцией Гжегожа Синка/Grzegorz Sinko), Zakład Narodowy im Ossolińskich, Warszawa, 1953; Hamlet — под редакцией С. Гельштинского/St. Helsztyński), Zakład Narodowy im Ossolińskich, Wrocław, Kraków, 1971)
  • Франц Брендель. Zarys historii muzyki/Grundzüge der Geschichte der Musik (5 томів, Лейпциг, 1866)
  • Франц Брендель. Liszt jako symfonik, skreślił dr. Brendel, z dodaniem artykułu krytyczno-muzykalnego Ludwika Leona Gozlana spolszczył W. T. (нем.) (Лемберг, 1870)
  • Людвиг Фоглар. Męczennicy fantazji. Рассказы, в журнале Świt, 1872, № 6-14
  • Cyd, по испанскому романсеро, с перевода Гердера. Cyd pod Ferdynandem Wielkim, часть 1, Świt, 1872, № 17-26.
  • Анджело де Губернатис. Maja, mysteryum dramatyczne, z szeregu dramatów indyjskich wyjęte (итал.) Ruch Literacki, 2, 1875; а также Лемберг, 1876, издательство Губриновича и Шмидта),
  • Гектор Берлиоз. Nowela przeszłości. 1555. Pierwsza opera (фр.). Ruch Literacki, 2, 1876 (первое произведение из цикла Les Soirées de l’orchestre, том из первой половины 1876 года, с. 81-84)
  • Гектор Берлиоз. Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes под переводным названием — O instrumentacji
  • Эжен Эменис (фр. Eugène Yemeniz). Bohaterowie Grecji (фр.) Ruch Literacki, в томе второй половины 1876 года, с. 57-58, 72-73, 90-91, 105—108, 119—120, 135—136, 153—154, 169—170, 184—185, 200—201, 216—217, 233, 246—247, 264—266, 280—281, 295—296)
  • Генрих Гейне. Sobowtór, (нем.) (1866)
  • Джордж Гордон Байрон. Piosnka portugalska (англ.) (1869)
  • Перси Биши Шелли. Hymn do nocy, (англ.) (1869)
  • Максимилиан Берн. Pięć tekstów do muzyki (нем.):
I. Dwie dusze (1872), II. Trzech muzykantów (1872), III. Kwiat tajemniczy (1872), IV. Młodzian Jeziora(1869, вид. 1872), V. Zwiędły liść (1872),

Стихи и тексты музыкальных произведений Владислава Тарновского, его статьи, рецензии на литературные и музыкальные произведения публиковались в различных изданиях, таких как Ruch literacki, Tygodnik ilustrowany, Gazeta Narodowa, Dziennik Literacki, Dziennik Poznański, Gazeta Polska (Чикаго), Mrówka, Świt, Tydzień Polityczny, Naukowy, Literacki i Artystyczny (выходил в Дрездене под редакцией Ю. И. Крашевского) и Kłosy.

Библиография

  • Encyklopedia muzyczna, PWM 2009
  • Encyklopedia muzyki PWN 2001
  • Encyklopedia literatury PWN 2007
  • Wielka Encyklopedia Polski, tom 2, Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 2004
  • Sir George Grove (red. Stanley Sadie) «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (II wydanie), Tom 25 (Taiwan to Twelwe Apostles), 2001, с. 103—104
  • С частью наследия можно ознакомиться в электронной библиотеке Варшавского университета
  • Генеалогия Тарновских
  • Ewa Róża Janion «Legends of Suli in Poland: some remarks on Władysław Tarnowski», с. 46-49 в докторской диссертации: Ewa Róża Janion «Imaging Suli : Interactions between Philhellenic Ideas and Greek Identity Discourse», Peter Lang GmbH, Франкфурт, 2015.
  • «Pieśni niemieckie Władysława Tarnowskiego», M.T., 2017
  • «Utwory instrumentalne Władysława Tarnowskiego», M.T., 2018.
  • Władysław Tarnowski «Artysta i cierpienie», Część I, M.T., 2020.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: