Плисецкая, Майя Михайловна

11.12.2020

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, киноактриса, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959), лауреат Ленинской премии (1964). Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1976, 1985) и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких. Считается одной из величайших балерин XX века.

Биография

Маленькая Майя

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899 — 1938) и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902 — 1993). Была старшей из трёх детей.

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем — генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года он был арестован и 8 января 1938 года расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер (брата Александра забрал к себе дядя Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей. Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор. По существующим правилам, ребёнку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс, однако тётя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике.

В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой, была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

С большим успехом выступала в Англии (1950, 1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Иосифа Сталина.

В 1990 году Юрий Григорович уволил её из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами, что вызвало значительный общественный резонанс.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжая в Москву и Санкт-Петербург. Также имела литовское гражданство (она и её муж Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта) и посещала дачу неподалёку от Тракайского замка.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

  • Отец — Михаил Эммануилович Плисецкий (1899—1938), хозяйственный деятель, дипломат.
  • Мать — Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая (1902—1993), актриса немого кино.
  • Брат — Александр Михайлович Плисецкий (1931—1985), балетмейстер, солист балета Большого театра.
  • Брат — Азарий Михайлович Плисецкий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.
  • Тётя — Суламифь Михайловна Мессерер (1908—2004), советская балерина и балетмейстер.
  • Дядя — Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992), советский артист балета, балетмейстер и хореограф.

В своих мемуарах балерина писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани.

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936—1989), однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было. Семья Щедрина и Плисецкой была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почётного звания Народный артист СССР.

28 января 1999 года газета «Московский комсомолец» опубликовала статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой», где утверждалось, что у Плисецкой имеется незаконнорожденная дочь Юлия Глаговская от связи с агентом КГБ Борисом Глаговским. Адвокаты артистки подали исковое заявление о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд города Москвы, который удовлетворил иск балерины в мае того же года, постановив, что никакой дочери у неё нет. В 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе. 3 декабря 2002 года за подписью главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева вышло опровержение опубликованной ранее статьи, где говорится, что «сотрудник газеты не обратил внимания на зыбкость, юридическую и биологическую безграмотность доказательств».

Творчество

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра. Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли.

«Кармен», 1974 год

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 года), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо) и номер «Ave Maya» (1995). Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».

Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем — Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990), где возобновила балет «Тщетная предосторожность», выступала в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

После увольнения из театра в 1990 году не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

Репертуар

(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр
  • 1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1944 — Мирта, «Жизель» А. Адана
  • 1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
  • 21 ноября 1945 — Фея Осени*, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
  • 1947 — Одетта-Одиллия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
  • 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
  • 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни
  • 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
  • 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
  • 1950 — Китри "Дон Кихот"
  • 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
  • 29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике**, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
  • 1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
  • 1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
  • 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
  • 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, ЦарьА. Радунский)
  • 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
  • 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
  • 30 марта 1965 — Мехменэ Бану**, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
  • 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги»* на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
  • 20 апреля 1967 — Кармен*, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
  • 1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
  • 13 июня 1972 — Анна Каренина*, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
  • 27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
  • 20 ноября 1985 — Анна Сергеевна*, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)
На других сценах
  • 1973 — Роза, «Гибель розы»* на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
  • 1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
  • 1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
  • 28 декабря 1976 — Айседора, «Айседора»* на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
  • 19 декабря 1978 — Леда, «Леда»* (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
  • 1983 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
  • 1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
  • 1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
  • 1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
  • 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо»* на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)

Фильмография

Роли
  • 1951 — Большой концерт — Одетта (из балета «Лебединое озеро»)
  • 1953 — Мастера русского балета (фильм-балет) — Зарема (сцены из балета"Бахчисарайский фонтан", Мария — Г. Уланова, хан Гирей — П. Гусев)
  • 1957 — Лебединое озеро (фильм-балет) — Одетта-Одилия
  • 1959 — Хованщина (фильм-опера) — пленная персиянка
  • 1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет) — Царь-девица
  • 1964 — Голубой огонёк-1963 (фильм-концерт)
  • 1964 — Соберите Венеру (музыкальный фильм)
  • 1965 — Новогодний календарь (музыкальный фильм)
  • 1967 — Анна Каренина, режиссёр А. Зархи — Бетси Тверская
  • 1969 — Самая высокая… (музыкальный фильм)
  • 1969 — Балерина (фильм-спектакль) — главная роль
  • 1969 — Новогоднее похищение (фильм-концерт) — балерина Плисецкая
  • 1969 — Чайковский, сценарист и режиссёр И. Таланкин — Дезире Арто
  • 1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Анна Каренина
  • 1976 — Фантазия (фильм-балет), режиссёр А. Эфрос — Полозова (Санин — А. Бердышев)
  • 1977 — Поэзия танца («Болеро», «Айседора» М. Бежара) (фильм-балет) — главная роль
  • 1978 — Кармен-сюита (фильм-балет), режиссёр Ф. Слидовкер — Кармен
  • 1980 — Большой балет (фильм-концерт)
  • 1981 — Перебои сердца (фильм-балет Р. Пети) — Герцогиня Германтская
  • 1982 — Чайка (фильм-спектакль) — главная роль
  • 1985 — Зодиак (телефильм) — Муза
  • 1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль) — Анна Сергеевна
Участие в фильмах
  • 1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
  • 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
  • 1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссёр В. Катанян)
  • 1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
  • 1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
  • 1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
  • 1987 — Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая (документальный) (режиссёр Б. Галантер)
  • 1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
  • 1999 — Майя Плисецкая. Танцуя музыку (документальный)
  • 2000 — Maйя (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
  • 2002 — Майя Плисецкая (из цикла «Портреты эпохи») (документальный)
  • 2005 — Александр Годунов. Побег в никуда (документальный)
  • 2007 — Нериюс (Литва, документальный)
  • 2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
  • 2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
  • 2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
  • 2010 — Екатерина III (документальный)
  • 2011 — Аристократ балета (Литва, документальный)
  • 2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)
Архивные кадры
  • 1971 — Адажио (документальный)
  • 2005 — Ave Майя (документальный фильм) (режиссёр Н. Тихонов)
  • 2005 — Стихия по имени Майя (документальный) (режиссёр Н. Тихонов)
  • 2012 — Отражения Юрия Роста (документальный)
  • 2016 — Большой

Мемуары

Майя Плисецкая — автор нескольких мемуаров:

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою…. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства.
  • Заслуженный артист РСФСР (1951).
  • Народный артист РСФСР (1956).
  • Народный артист СССР (1959).
  • Ленинская премия (1964) — за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ.
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с И. Антоновой, Г. Вишневской, Г. Волчек, В. Матвиенко и Л. Вербицкой):
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства.
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности.
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
  • Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1981).
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
  • Золотая медаль Парижа (1977).
  • Орден Почётного легиона (Франция):
    • кавалер ордена (1986),
    • офицер ордена (2012).
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
  • Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
  • Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991).
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва).
  • Орден Барборы Радвилайте (Литва, 2005).
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
  • Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (по другим источникам — Орден Льва Финляндии) (1968).
  • Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990).
  • Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005).
  • Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
  • Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
  • Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
  • Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
  • Премия «Триумф» (2000).
  • Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
  • Премия «Национальная гордость России» (2003).
  • Премия принцессы Астурийской (2005, Испания).
  • Международная Императорская премия Японии (2006).
  • Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
  • Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009).
  • Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010).
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
  • Доктор Сорбонны (1985).
  • Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
  • 3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000).
  • Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
  • Почётный гражданин Испании.

Память

Названы в честь Плисецкой

  • Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
  • Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).
  • С 2000 года хореографическая школа в Тольятти носит имя Майи Плисецкой.

В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра и Агналдо Брито (Agnaldo Brito) посвятили балерине одну из своих работ. Граффити высотой 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

4 мая 2015 года труппа Мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой. Продолжают посвящаться памяти балерины театральные вечера и симфонические концерты в разных городах.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале «Цауберзее — Дни русской музыки» в Люцерне состоялся вечер — посвящение Плисецкой.

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт — вечер памяти Плисецкой в Большом театре. В тот же день имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити художников Эдуардо Кобра и Агенальдо Брито. 20 ноября 2016 года в сквере состоялось открытие памятника балерине.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: