Аэроэкспресс

10.12.2020

ООО «Аэроэкспресс» — российская транспортная компания, которая обеспечивает железнодорожное сообщение между центром города Москвы и тремя аэропортами Московского авиационного узла.

По названию компании её электропоезда называют «аэроэкспрессами». Также, по аналогии с поездами компании, неформально «аэроэкспрессами» стали называть электропоезда, связавшие с 2008 года международные аэропорты Кольцово с Екатеринбургом и Курумоч с Самарой (отменены в 2009 году).

ООО «Аэроэкспресс» входит в Международную ассоциацию интермодальных перевозчиков International Air Rail Organization (IARO) с 2009 года. Штаб-квартира компании расположена в Шереметьеве.

Максимальное число пассажиров, 20,1 млн, компания «Аэроэкспресс» перевезла в 2013 году. После достигнутого пика число пассажиров год от года снижалось, что связано с уменьшением числа авиапассажиров, в том числе. За 2016 год и 2017 год компания перевезла по 11,6 млн пассажиров — это на 10,6 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году доля «Аэроэкспресса» в главном ареале своей деятельности — перевозке пассажиров до московских аэропортов — оказалась самой низкой за 10 лет работы компании.

По итогам 2018 года поездами «Аэроэкспресс» было перевезено 12,1 млн пассажиров, что на 3,4 % больше по сравнению с 2017 годом. В 2019 году — 12,2 млн.

История

Компания «Аэроэкспресс» была создана в 2005 году и является единым оператором по перевозке авиапассажиров московских аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево с центральных железнодорожных вокзалов Москвы, а также осуществляла до августа 2015 года пригородные пассажирские перевозки в подмосковный город Лобню.

В 2011 году «Аэроэкспресс» создал компанию РЭКС («Регион-экспресс»), осуществляющую пассажирские железнодорожные перевозки на пригородных направлениях. Первый рейс был выполнен 3 октября 2011 года до подмосковной Лобни. Позже управление данной компанией было передано в ЦППК.

15 февраля 2012 года компания «Аэроэкспресс» впервые начала перевозки за пределами московского региона, открыв сообщение между аэропортом Сочи и центральным железнодорожным вокзалом Сочи. С 1 мая 2013 года официальным перевозчиком в Сочи является ОАО «РЖД». До ноября 2014 года «Аэроэкспресс» выступал агентом по продаже билетов и обслуживанию пассажиров.

20 июля 2012 года запущен аэроэкспресс на линии Владивосток — аэропорт Кневичи.

22 мая 2013 года, в преддверии Летней Универсиады 2013 года, запущен аэроэкспресс сообщением между Казанью и одноимённым аэропортом.

В феврале 2012 года компания арендовала депо имени Ильича для проведения сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава. «Аэроэкспресс» — первый частный перевозчик в пригородном пассажирском сообщении, самостоятельно обслуживающий эксплуатируемый подвижной состав. В 2014 году завершились общестроительные работы второй очереди, в ходе которых депо будет адаптировано для обслуживания двухуровневого подвижного состава. Депо было отремонтировано за счёт собственных средств компании. Общий объём инвестиций 2012—2014 годах составил порядка 1 147 млн рублей. В феврале 2014 года был заключён контракт со Stadler Rail Group на поставку 172 вагонов на сумму 380 млн евро.

19 января 2015 года руководство компании объявило о прекращении деятельности в Казани и Владивостоке и передаче сообщения и инфраструктуры местным перевозчикам. В качестве причин названы убыточность перевозок, нерешённый вопрос о компенсации понесённых убытков со стороны регионов и повышение стоимости использования инфраструктуры РЖД.

По итогам 2016 года пассажиропоток «Аэроэкспресса» снизился по сравнению с 2015 годом на 10,6 %, до 11,6 млн человек, на этом же уровне пассажиропоток остался и в 2017 году. В 2016 году контракт со Stadler Rail Group был изменён в связи со снижением пассажиропотока, вызванного сокращением числа авиапассажиров. Количество вагонов уменьшилось до 62 (11 поездов) и их стоимость оценивалась в 183,9 млн евро.

В 2017 году «Аэроэкспресс» начал эксплуатацию двухэтажных поездов серии ЭШ2 производства Stadler, которые прошли сертификацию в России в августе. Первые составы отправились: с Киевского вокзала до аэропорта Внуково — 27 октября, а с Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово — 22 ноября. Были заменены все поезда на Домодедовском и Внуковском направлениях, в Шереметьево же из-за низкого габарита Тверского путепровода возле Белорусского вокзала двухэтажные поезда пускать не планировалось. Однако, в 2019 году в связи с растущим пассажиропотоком аэропорта были проведены повторные практические замеры и подтверждена возможность пропуска поездов под путепроводом без нарушений технических требований. Таким образом, 9 ноября 2019 года компания запустила в рейс первый двухэтажный «Аэроэкспресс» производства швейцарской фирмы Stadler с Белорусского вокзала в аэропорт Шереметьево. По информации перевозчика, двухэтажные поезда «Аэроэкспресс» позволяют перевозить на 20-25 % больше пассажиров. Новые составы способны развивать скорость до 160 км/ч. Каждый вагон оснащён несколькими экранами, розетками, трансформирующимися креслами и бесплатной Wi-Fi сетью.

В 2018 году компанией были введены две промежуточные остановки. В сентябре аэроэкспрессы Шереметьевского направления начали делать остановку на платформе Окружная, а также в декабре на новой платформе Верхние Котлы на пути в Домодедово и обратно.

В июле 2019 года «Аэроэкспресс» и ЦППК запустили совместные рейсы Шереметьево — Одинцово. На участке аэропорт Шереметьево — Белорусский вокзал поезда продолжили следование в режиме аэроэкспресса, а на участке Белорусский вокзал — Одинцово — со всеми остановками. Проект был запущен в пилотном режиме, чтобы рассмотреть возможность продления маршрута для удобства пассажиров.

15 октября того же года был запущен регулярный автобусный экспресс-маршрут «Аэроэкспресс» от станции метро «Ховрино» до аэропорта Шереметьево. Экспресс-автобусы доставляют пассажиров к терминалам В и С и останавливаются непосредственно у входа в терминал. Маршрут экспресс-автобусов проходит по платной трассе М-11 без дополнительных остановок, таким образом время в пути составляет порядка 20 минут.

С 21 ноября 2019 года маршруты всех экспрессов от аэропорта Шереметьево были продлены до Одинцова в связи с запуском Московских центральных диаметров. Интервал отправления сохранился прежний — каждые 30 минут, но время в пути между аэропортом и Белорусским вокзалом увеличилось с 35 до 50 минут. На участке от Одинцова до Белорусского вокзала поезда идут со всеми остановками по тарифам МЦД. Далее от Белорусского вокзала они следуют в режиме аэроэкспресса с остановками на Савеловском вокзале (вновь добавленная) и платформе Окружная.

Собственники и руководство

Владельцы
  • 25 % — ОАО «Российские железные дороги»;
  • 45,84 % — ООО «Дельта-Транс-Инвест» (входит в группу компаний «Трансгрупп АС»);
  • 17,5 % — Искандер Махмудов;
  • 11,66 % — Андрей Бокарев.
Генеральный директор
  • Алексей Криворучко (2010—2018)
  • Михаил Ковальский (2018; и. о.)
  • Алина Бисембаева (2018 — н. в.)

Показатели деятельности

Максимальное число пассажиров за год — 20,1 миллиона человек «Аэроэкспресс» перевёз в 2013 году, включая маршруты компании в Москве, Казани, Владивостоке, а также пригородный маршрут до города Лобни.

В 2014 году пассажиропоток на московских направлениях распределился следующим образом: Домодедовское направление — 7,6 млн пассажиров. Пассажиропоток на направлении «Белорусский вокзал — Аэропорт „Шереметьево“» составил 6,4 млн пассажиров. На Внуковское направление пришлось 2,6 млн пассажиров. Суммарный пассажиропоток до трёх московских аэропортов составил 16,6 миллиона пассажиров. Доля компании на рынке интермодальных перевозок Московского авиационного узла в 2014 году составила 21,65 %.

Во Владивостоке и Казани объём пассажиропотока «Аэроэкспресс» в 2014 году составил 797 тыс. и 53 тыс. пассажиров соответственно. Что же касается пригородного маршрута «Савёловский вокзал-город Лобня», то здесь объём пассажиропотока составил 2,3 млн человек. Вместе с тем 932 тыс. пассажиров льготных категорий перевезли аэроэкспрессы, включая московское направление, а также региональные маршруты компании.

В 2015 году услугами компании «Аэроэкспресс» по перевозке пассажиров между Москвой и тремя аэропортами Московского авиационного узла воспользовались 13 млн пассажиров, что на 3,6 млн пассажиров меньше, чем в 2014 году.

Данные по пассажиропотокам компании «Аэроэкспресс» между Москвой и аэропортами Московского авиационного узла, в миллионах пассажиров:

В 2016 и 2017 годах «Аэроэкспресс» перевёз по 11,6 млн человек, пассажиропоток сократился на 10,6 %. Выручка составила 5,9 млрд рублей (-2,7 % к 2015), чистая прибыль — 1,1 млрд рублей (-25 %). Понижательная тенденция связана с падением пассажиропотока московских аэропортов — во Внуково с 2,8 до 2,2 млн человек, Домодедово — с 5,8 до 5 млн, в Шереметьево показатели на уровне 2015 года — 4,4 млн человек.

Доля «Аэроэкспресса» в перевозке пассажиров до московских аэропортов в 2016 году оказалась самой низкой за 10 лет деятельности компании. После достигнутого пика число пассажиров год от года снижалось, поскольку меньше становится число авиапассажиров. Ещё одной причиной снижения спроса на услуги Аэроэкспресса и проигрыша конкуренции такси и каршеринговым сервисам оказались достаточно дорогие билеты, 500 рублей за пассажира, что в то время вызывало отказы от семейных и групповых поездок в пользу автотранспорта, поскольку стоимость такси из Москвы в любой аэропорт составляла около 1000 рублей, а услуги каршеринга могли обходиться ещё дешевле.

В 2018 году компания ввела новые групповые тарифы, скидки для гостей из регионов, промежуточные остановки на платформах Окружная и Верхние Котлы, на Домодедовском направлении были добавлены новые рейсы, завершились работы по обновлению подвижного состава на Домодедовском и Внуковском направлениях. Благодаря данным мероприятиям пассажиропоток ООО «Аэроэкспресс» в 2018 году вырос на 3,4 % по сравнению с 2017 годом, до 12,1 млн пассажиров. Затем - до 12,2 млн в 2019 году.

Также в августе 2019 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности компании на уровне ruBB+, а ведущий российский ИБ-интегратор «Информзащита» подтвердил полное соответствие применяемых в «Аэроэкспресс» политик информационной безопасности требованиям стандарта PCI DSS v 3.2.1.

Точность следования поездов «Аэроэкспресс» в 2017—2018 годах, по данным самой компании, составила 99,8 %.

Города и линии

Действующие маршруты (Москва)

Билеты на поезда «Аэроэкспресс» можно приобрести несколькими способами: в кассах, билетопечатающих автоматах, на турникетах с помощью технологии Pay@Gate, на сайте www.aeroexpress.ru, через мобильное приложение (iOS и Android) и у мобильных кассиров в аэропортах.

С 15 июня 2020 года стоимость проезда в поездах «Аэроэкспресс» составляет:

  • 300 рублей в вагоне стандартного класса;
  • 800 рублей в вагоне бизнес-класса.

Стоимость проезда в экспресс-автобусах между станцией метро «Ховрино» и аэропортом Шереметьево составляет 200 рублей.

Зал «Аэроэкспресс» на Павелецком вокзале

Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово

Первый экспрессный маршрут между Павелецким вокзалом и платформой Аэропорт-Домодедово в международном аэропорту Домодедово был открыт в августе 2002 года на уже существовавшей линии с маршрутами обычных электропоездов. Для маршрута был сконструирован специальный электропоезд «Московский» ЭМ2И (модернизация ЭР2). С 2006 года поезда также следовали в аэропорт от Белорусского вокзала по Алексеевской соединительной ветви с остановками на станции Каланчёвская и Курском вокзале, затем по Бирюлёвской соединительной ветви (с Курского на Павелецкое направление), но в 2008 году были отменены. Под контроль ООО «Аэроэкспресс» линия была передана 9 июля 2008 года.

Первоначально линию обслуживали электропоезда серий ЭМ2, ЭМ2И и ЭД4М. В настоящее время по маршруту курсируют одноэтажные поезда модели ЭД4МКМ-АЭРО и двухэтажные ЭШ2.

С 28 декабря 2018 года поезда останавливаются также на платформе Верхние Котлы.

  • Воспроизвести медиафайл

    Электропоезд ЭШ2 отправляется от платформы Верхние Котлы

  • Воспроизвести медиафайл

    Электропоезд ЭШ2 проезжает платформу Чертаново

  • Воспроизвести медиафайл

    Ускоренный вид линии от Домодедово до Павелецкого вокзала

Киевский вокзал — аэропорт Внуково

В 2004 году было открыто движение поездов-экспрессов от Киевского вокзала по уже существовавшей линии до наземной станции Аэропорт, расположенной в стороне от аэровокзального комплекса. От неё пассажиры доставлялись на автобусах. 7 августа 2005 года было открыто продление линии примерно на 1,5 км до подземной платформы Аэропорт Внуково с непосредственным переходом в терминал аэропорта. Под контроль ООО «Аэроэкспресс» линия была передана 15 мая 2008 года.

В 2008 году некоторое время утренние и вечерние аэроэкспрессы делали дополнительную остановку на платформе Переделкино.

На маршруте первоначально эксплуатировались электропоезда ЭД4М. С конца 2017 года их почти полностью заменили двухэтажные электропоезда серии ЭШ2, а в 2018 году последние ЭД4М были сняты с эксплуатации на маршруте. Вскоре на линии также появились одноэтажные поезда ЭД4МКМ-АЭРО.

  • Электропоезд ЭШ2 на путях Киевского вокзала

  • Воспроизвести медиафайл

    Электропоезд ЭШ2 на перегоне Солнечная — Внуково

  • Электропоезд ЭШ2 на платформе Аэропорт Внуково

Одинцово — Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево

27 августа 2009 года состоялось открытие нового терминала «Аэроэкспресс» на Белорусском вокзале и был дан старт курсированию электропоездов между Белорусским вокзалом и станцией Аэропорт Шереметьево. Интервал движения поездов составлял преимущественно 30 минут, в часы пик — 20, время в пути — 35 минут. Поезда следовали в аэропорт Шереметьево и в обратном направлении без остановок. Следование осуществляется по Алексеевской соединительной ветви до Савёловского вокзала и далее по Савёловскому направлению. На момент открытия маршрут обслуживали только электропоезда ЭД4МКМ-АЭРО.

27 августа 2014 года компания «Аэроэкспресс» отметила пятилетие маршрута Белорусский вокзал — Шереметьево.

6 сентября 2018 года маршруту введена промежуточная остановка на платформе Окружная.

С 4 июля 2019 года по соглашению с ЦППК несколько рейсов «Аэроэкспресса» (две пары в будние дни и три в выходные) были продлены от Белорусского вокзала до станции Одинцово Белорусского направления. От Белорусского вокзала до Одинцово и обратно поезда стали следовать в обычном режиме со всеми остановками.

С 21 ноября все рейсы были продлены до Одинцово со всеми остановками на продлённом участке, а также введена остановка на Савёловском вокзале. На участке маршрута от Одинцово до Окружной действительны как обычные пригородные билеты по единым тарифам с ЦППК или карты Тройка в рамках тарифной системы МЦД, так и билеты Аэроэкспресса до аэропорта, при наличии которых дополнительная оплата за проезд между Белорусским вокзалом и Одинцово не требуется. При этом на маршруте стали работать шестивагонные электропоезда ЭШ2.

  • Воспроизвести медиафайл

    Электропоезда ЭД4МКМ-АЭРО на линии

  • Электропоезд ЭД4МКМ-АЭРО на станции Аэропорт Шереметьево

  • Электропоезд ЭШ2 на станции Аэропорт Шереметьево

Станция метро «Ховрино» - аэропорт Шереметьево (автобусный маршрут)

15 октября компания «Аэроэкспресс» запустила регулярный автобусный экспресс-маршрут от станции метро Ховрино до аэропорта Шереметьево. Маршрут экспресс-автобусов проходит по платной трассе М-11 без дополнительных остановок, таким образом время в пути составляет порядка 20 минут.

Места остановки экспресс-автобусов находятся у выхода №2 станции метро Ховрино и слева от выходов из Терминала В и C аэропорта Шереметьево.

Экспресс-автобусы окрашены в фирменной стилистике «Аэроэкспресс» - красный корпус с логотипом и указанием маршрута, времени в пути. Номер маршрута – 1195.

  • Экспресс-автобус «Аэроэкспресс»

  • Маршрут экспресс-автобусов

  • Остановки экспресс-автобусов

Бывшие маршруты

Владивосток — аэропорт Кневичи

20 июля 2012 года была запущена в эксплуатацию линия электропоезда Владивосток — аэропорт Кневичи с промежуточными остановками Вторая речка, Угольная, Артём. Интервал движения составляет 2 часа (с 8 до 20 часов), таким образом, на июль 2012 года действовало семь рейсов в день в каждом направлении. Стоимость проезда в экономклассе: 200 руб., в бизнес-классе: 350 руб. Продолжительность поездки составляет 48 мин. 3 июля 2012 года был проведён тестовый запуск премьер-министром РФ Д. А. Медведевым.

В январе 2013 количество рейсов было увеличено до 10 пар поездов в сутки.

Двумерный штрих-код, напечатанный на билете, является пропуском через турникет на перрон и в вагон аэроэкспресса.

С самого начала открытия регулярного движения аэроэкспресса его дальнейшая судьба находилась под вопросом. Приморье является одним из самых автомобилизированных субъектов Российской федерации — до 90 % домохозяйств имеют личные автомобили, поэтому жители Владивостока не склонны использовать дорогой аэроэкспресс в качестве пригородного транспорта, а пассажиров аэропорта недостаточно, чтобы сделать аэроэкспресс окупаемым. Генеральный директор «Аэроэкспресс» Алексей Криворучко неоднократно заявлял об убыточности перевозок во Владивостоке и грозился уйти из региона. Правительство РФ обещало возместить убытки компании, но вопрос так и не был решён. С 1 марта 2015 года обслуживанием маршрута Владивосток — аэропорт Кневичи занимается компания АО «Экспресс Приморья».

  • Электропоезд ЭД9М на вокзале Владивостока

  • Воспроизвести медиафайл

    Поездка на электропоезде ЭД9М по маршруту аэроэкспресса Владивостока

Казань — Международный аэропорт Казань

22 мая 2013 года была запущена линия между Казанью (главным вокзалом Казань-1) и международным аэропортом «Казань». В день курсировало 9 пар поездов, стоимость поездки в экономклассе — 200 руб. Продолжительность поездки составляла 20 минут. С 1 июня 2014 года компания «Аэроэкспресс» ввела промежуточную остановку на станции Юбилейная. С 1 января 2015 года Аэроэкспресс прекратил обслуживание данного маршрута. С 1 февраля 2015 года обслуживанием маршрута Казань — аэропорт в виде линии городской электрички (казанских электропоездов) c остановками на пяти промежуточных станциях занимается ОАО ППК «Содружество».

  • Электропоезд ЭС1 Казанского аэроэкспресса

  • Платформенный зал станции Аэропорт

  • президенты России и Татарстана В. Путин и Р. Минниханов на Казанском аэроэкспрессе (2013 год)

Савёловский вокзал — станция Лобня — аэропорт Шереметьево

В декабре 2005 года, ещё до постройки ответвления от Савёловского направления в аэропорт «Шереметьево», была открыта линия от Савёловского вокзала до станции Лобня. До аэропорта пассажиров доставляли автобусами. С июня 2008 года, после завершения строительства железнодорожного терминала «Аэроэкспресс» в аэропорту Шереметьево, поезда начали курсировать с Савёловского вокзала до Шереметьева. При этом маршрут «Савёловский вокзал — Лобня» продолжил существовать. В сентябре 2009 года Аэроэкспресс был перенесён с Савёловского вокзала Москвы на Белорусский. С 3 октября 2011 года перевозки на маршруте «Савёловский вокзал — Лобня» осуществляет «РЭКС: регион-экспресс». С августа 2015 года маршрут передан ОАО «ЦППК».

Перспективы в Санкт-Петербурге

Решение о запуске сообщения между Санкт-Петербургом и аэропортом Пулково Правительство Петербурга принималось несколько лет (например, разрабатывался проект надземного экспресса).

Согласно ИТАР-ТАСС в 2014 году Министерство транспорта поддержало заявку Правительства Санкт-Петербурга на федеральное софинансирование линии аэроэкспресса от аэропорта «Пулково» до Балтийского вокзала.

В итоге проект получил финансирование от федерального правительства. Размер субсидий на условиях кредитования составил 10 млрд рублей, что, вместе с поддержкой инвестора, позволяет реализовать проект в полном масштабе.

В 2017 году определились с маршрутом «Аэроэкспресса» — от аэропорта «Пулково» до Витебского вокзала (станция метро «Пушкинская»). Смета проекта уже была составлена, общий бюджет строительства составлял 17 млрд рублей, из которых 7 млрд собирался вложить частный инвестор, группа компаний ЛСР. Изначально предполагался запуск аэроэкспресса до Балтийского вокзала, однако в ходе обсуждений было принято решение о строительстве линии до Витебского вокзала. Было запланировано провести трассу по существующим путям до псковского направления, с продлением на 4 км до вокзала.

24 мая 2018 года в рамках Петербургского экономического форума было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта создания и эксплуатации, а проект планировалось реализовать в формате государственно-частного партнёрства. Проект оценили в 18,8 млрд рублей.

В июле 2018-го Смольный официально объявил конкурс на строительство аэроэкспресса. 7 февраля 2019-го конкурс был официально отменён.

В комитете по инвестициям рассказали, что власти намерены провести дополнительную работу и сравнить альтернативные варианты транспортного сообщения с аэропортом. Вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов заявил, что петербургские власти всё еще рассматривают аэроэкспресс наравне с альтернативами.

Подвижной состав

Действующий

«Аэроэкспресс» имеет собственный пассажирский подвижной состав, разработанный по специальному заказу на российском Демиховском машиностроительном заводе и в швейцарской компанией Stadler. Компания эксплуатирует всего 11 двухэтажных поездов ЭШ2 и 7 одноэтажных ЭД4МКМ-АЭРО. Техническое обслуживание составов производится в локомотивном депо имени Ильича на территории Белорусского вокзала.

  • ЭД4МКМ-АЭРО — модификация электропоезда ЭД4М, отличающаяся более обтекаемой формой лобовой части головных вагонов и конструкцией окон. Все поезда были изготовлены по специальному заказу «Аэроэкспресса» на основе электропоезда ЭД4МКМ, выпущенного в единственном экземпляре с салоном межрегионального исполнения, и стали первыми электропоездами семейства ЭД4 с прислонно-сдвижными дверями и герметичными межвагонными гармошками. Все поезда были построены в период 2007—2009 годов, и планировка их салонов с незначительными отличиями стала использоваться для выпущенных позднее ЭД4М. От стандартных ЭД4М, эксплуатировавшихся «Аэроэкспрессом», салон имеет некоторые отличия, такие как полуавтоматические одностворчатые стеклопластиковые двери между тамбуром и салоном, окна без форточек, сплошные багажные полки, туалеты в каждом вагоне и т. д. По техническим характеристикам практически идентичны ЭД4М. В связи с переводом маршрута Одинцово — Аэропорт Шереметьево на шестивагонные ЭШ2, поезда ЭД4МКМ-АЭРО переведены на маршрут в Домодедово.
  • ЭШ2 — двухэтажные электропоезда семейства Stadler KISS с асинхронным тяговым приводом, заказанные в 2014 году в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года и выпущенные в период 2014—2016 годов. Разработаны швейцарской компанией Stadler Rail AG по специальному заказу «Аэроэкспресса» и выпускались в Швейцарии на заводе в Альтенрейне и в Белоруссии на заводе Stadler в Фаниполе под Минском. Изначально планировалась закупка 25 таких поездов для полного обновления парка, но в связи с валютным кризисом и девальвацией рубля по отношению к евро в 2014 году компания была вынуждена сократить контракт и отказаться от части поездов, и в итоге их было закуплено 11: 9 шестивагонных и два четырёхвагонных. В техническом отношении эти поезда существенно превосходят отечественные и соответствуют европейскому уровню; максимальная скорость их составляет 160 км/ч (против 130 у ЭД4М). По состоянию на 2018 год 11 поездов ЭШ2 номеров эксплуатировалось на Киевском и Павелецком направлениях МЖД. В 2019 году в рамках проекта МЦД шестивагонные составы переведены на маршрут Одинцово — Аэропорт Шереметьево.
  • Электропоезд ЭШ2 на Киевском вокзале

  • Электропоезд ЭД4МКМ-АЭРО на Киевском вокзале

Пассажирские салоны

Во всех электропоездах имеется один вагон с салоном бизнес-класса, оборудованным мягкими кожаными креслами, расположенными по схеме 2+2, при посадке в который производится проверка билетов повышенной стоимости. Остальные вагоны имеют салоны с мягкими креслами с тканевой обивкой, расположенными по схеме 2+3. Салоны поездов оборудованы мягкими пассажирскими креслами, стеллажами для багажа, новыми системами отопления и кондиционирования воздуха, системами безопасности и противопожарной защиты, видео- и аудиоинформирования пассажиров, экологически чистыми вакуумными туалетами. В составе поездов есть специально оборудованные вагоны для лиц с ограниченными физическими возможностями.

  • Интерьер вагона бизнес-класса ЭД4МКМ-АЭРО

  • Интерьер вагона стандартного класса ЭД4М

  • Интерьер вагона стандартного класса ЭД9М

  • Интерьер вагона бизнес-класса на 2 этаже ЭШ2

  • Интерьер вагона стандартного класса на 1 этаже ЭШ2

  • Места стандартного класса в тамбурной зоне ЭШ2

Снятые с эксплуатации

  • ЭМ2, ЭМ2И — модернизированные электропоезда ЭР2, арендовавшиеся у РЖД и эксплуатировавшиеся на Московском узле. Имели бело-бежевую окраску и салоны повышенной комфортности. В начале 2010-х годов после обновления парка новыми электропоездами ЭД4М составы были отстранены от эксплуатации на маршрутах в аэропорты.
  • ЭД4М — до 2018 года являлся основным типом пригородных электропоездов постоянного тока в парке «Аэроэкспресса» на Московском узле. Электропоезда выпускались в 2000-х и первой половине 2010-х годов на Демиховском машиностроительном заводе . Составы арендовались у РЖД, однако часть из них имела фирменную окраску компании. Эксплуатировались как поезда ранних выпусков с горизонтальными буферными фонарями, раздвижными дверями и резиновыми межвагонными переходами, так и более новые поезда с наклонными буферными фонарями, прислонно-сдвижными дверями и герметичными межвагонными переходами-гармошками, построенные в период 2012 года. В первой половине 2010-х годов все электропоезда ранних выпусков были переданы на обычные маршруты. Головные вагоны поездов оборудовались туалетами. В конце 2017 — начале 2018 года был осуществлён вывод оставшихся ЭД4М из эксплуатации на маршрутах Аэроэкспресса с заменой на ЭШ2 и передачей на обычные пригородные или экспрессные маршруты Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
  • ЭД9М — электропоезда переменного тока, эксплуатировавшиеся компанией на маршруте Владивосток — Аэропорт Кневичи. По сравнению с обычными составами ЭД9М они имеют наклонные буферные фонарями, прислонно-сдвижные двери и герметичные межвагонные переходы-гармошки, как и ЭД4М последних выпусков. Поезда имели фирменную окраску компании «Аэроэкспресс», но после смены перевозчика были перекрашены в красно-серую окраску РЖД и продолжили эксплуатацию на том же маршруте.
  • ЭС1 — двухсистемные электропоезда, временно эксплуатировавшиеся в Казани. Состояли из пяти вагонов, имевших мягкие кресла по схеме 2+3. После завершения эксплуатации составы были переведены на другие маршруты, а вместо них стали использоваться ЭД9М.

Способы оплаты проезда

Билеты на «Аэроэкспресс» можно приобрести несколькими способами: в кассах, билетопечатающих автоматах, на турникетах с помощью технологии Pay@Gate, на сайте www.aeroexpress.ru, через мобильное приложение (iOS и Android), у мобильных кассиров в аэропортах.

В 2013 году компания запустила собственное бесплатное мобильное приложение, сервис оплаты Pay@Gate (оплата проезда банковскими картами Visa payWave или MasterCard PayPass прямо на турникетах), систему оплаты билетов через «Мобильный банк Сбербанка» (совместный проект «Аэроэкспресса» и Сбербанка).

С сентября 2014 года компания «Аэроэкспресс» предоставляет новую услугу на своём сайте — страхование путешествия от ведущих страховых компаний: «РЕСО-Гарантия», «ВТБ Страхование», «Русская страховая транспортная компания». Теперь на сайте www.aeroexpress.ru можно оформить страховку от несчастного случая, кражи имущества, потери багажа, задержки рейса и т. д.

С ноября 2014 года «Аэроэкспресс» начал принимать карту «Тройка» для оплаты проезда. Новый способ оплаты реализован компанией совместно с Московским метрополитеном при поддержке Департамента транспорта столицы.

В декабре 2014 года билеты на «Аэроэкспресс» стали доступны пользователям PayPal из любой точки мира. Компания «Аэроэкспресс» и глобальный оператор электронных платежей PayPal объявили о запуске совместного проекта, в рамках которого у российских и зарубежных пассажиров появилась возможность оплачивать билеты, приобретаемые на сайте aeroexpress.ru с помощью PayPal. Проект реализован при технической поддержке платёжного сервиса RURU. Возможность оплачивать билеты через PayPal в мобильном приложении «Аэроэкспресс» была подключена в первом квартале 2015 года.

Позже компания внесла изменения во внешний вид билета. Это произошло в июне 2017 года. Теперь на всех билетах «Аэроэкспресс» независимо от способа их покупки есть дополнительный QR-код.

В 2018 году «Аэроэкспресс» объявил о запуске технологии Apple Pay в мобильном приложении компании.

В декабре того же года к оплате билетов «Аэроэкспресс» начали приниматься карты международной платёжной системы JCB, основанной в Японии. Кроме того, оплатить билеты на «Аэроэкспресс» стало возможно с помощью Googlе Pay.

Дополнительно

Во всех кассах «Аэроэкспресс» в Москве, как на железнодорожных вокзалах, так и в аэропортах, можно пополнить баланс карты «Тройка».

Льготный проезд — для льготных категорий граждан (оформляется в пункте отправления).

Персональный помощник — для пассажиров с ограниченными возможностями. В 2018 году список тех, кто может воспользоваться сервисом «Персональный помощник» был расширен. В него включены пассажиры с детьми и беременные женщины.

Медиапроекты

В апреле 2014 года компания «Аэроэкспресс» и национальный познавательный журнал «Вокруг Света» представили фотовыставку «Далекие близкие» на Белорусском вокзале и в аэропорту Шереметьево. В экспозиции было представлено более 50 фотографий. В ней были выставлены портреты жителей разных уголков планеты и фотографии представителей малых народов в национальных костюмах. В терминале «Аэроэкспресс» на Белорусском вокзале — традиционные жилища народов, проживающих в пустынях, джунглях, степях.

Она продлилась до сентября 2014 года.

В декабре 2014 года на смену прошлой фотоэкспозиции пришёл новый фотопроект «Сувениры далеких стран». Он состоит из двух частей — в терминале «Аэроэкспресс» на Белорусском вокзале демонстрируются работы Дмитрия Зверева, четырежды лауреата «Серебряной камеры», победителя конкурсов Best of Russia и Best photographer, а в галерее третьего этажа терминала «Аэроэкспресс» в аэропорту Шереметьево — подборка фотографий узнаваемых мест планеты от «Вокруг Света».

Объединяет же эти фотоработы одна идея — главные сувениры далёких стран — это не вещи, а воспоминания. Это память о путешествии, оставшаяся на фотографиях. Это то, что помогает восстановить самые яркие, трогательные моменты наших странствий.

Выставка продлилась до марта 2015 года.

В сентябре 2017 года в аэропорту Шереметьево также открылась совместная выставка фотографий «Россия. Экология путешествий», организованная «Аэроэкспресс» совместно с порталом о событийном туризме TRIP2RUS.RU и информационным порталом «Автородина». Выставка была приурочена к году экологии.

С 13 июня по 16 июля 2018 года в зоне ожидания терминала «Аэроэкспресс» на Павелецком вокзале прошла выставка портретов легенд мирового и отечественного футбола авторства Дарьи Исаевой. Выставка была приурочена к Чемпионату мира по футболу – 2018.

10 сентября 2018 года «Аэроэкспресс» совместно с TRIP2RUS.RU запустил выставку фотографий «Путешествуйте дома». В проекте приняли участие 16 лучших работ Всероссийского фотофестиваля. В экспозиции были представлены пейзажи и достопримечательности регионов России.

Первый в истории моды показ в движущемся поезде прошел 19 ноября 2019 года в двухэтажном аэроэкспрессе, следующем по маршруту «Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево — Белорусский вокзал». Свои коллекции продемонстрировали Виктория Андреянова, Сергей Ефремов, Zima, Freedom Atelier, Rainbow и другие. Организатором мероприятия выступило First Fashion Group — российское агентство, которое уже проводило модные дефиле в аэропорту, на крыше небоскреба, в тропической оранжерее и других экзотических местах.

Награды и премии

В ноябре 2010 года ООО «Аэроэкспресс» стало лауреатом премии «Компания года. Бизнес-итоги 2010» в номинации «Транспорт» за вклад в развитие интермодального железнодорожного сообщения.

В апреле 2011 года компания стала обладателем Гран-при премии БРЕНД ГОДА/EFFIE в номинации «Новое имя» и серебряным лауреатом в категории «Транспорт».

В апреле 2011 года компания вошла в ТОП-50 рейтинга лучших работодателей России, подготовленного компанией HeadHunter в сотрудничестве с «ЭКОПСИ Консалтинг», MOLGA Consulting и ВЦИОМ по итогам 2010 года. Оценку правильности применения методологии рейтинга дала компания Deloitte (ЗАО «Делойт и Туш СНГ»).

В мае 2011 года компания получила премию Global AirRail Awards 2011, первого интернационального конкурса среди аэропортовых железнодорожных перевозчиков.

В феврале 2012 года генеральный директор компании «Аэроэкспресс» Алексей Криворучко был объявлен «Персоной года-2011» в номинации «За вклад в развитие транспортной инфраструктуры».

В марте 2012 года компания стала лауреатом ежегодной премии «HR бренд года 2011» в номинации «Надёжный работодатель».

В марте 2012 года новый офис компании в Международном аэропорту «Шереметьево» получил первое место в номинации «Общественный интерьер» в рамках фестиваля «Под крышей дома».

В сентябре 2012 года руководство компании «Аэроэкспресс» вошло в десятку лучших управленцев в категории «Транспорт» бизнес-рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров». Данный рейтинг представлен Ассоциацией менеджеров России совместно с ИД «Коммерсант».

В феврале 2013 года «Аэроэкспресс» стал лауреатом премии «Digital Communications AWARDS — 2013» в категории «Лучший Вирусный видеоролик». Ролик компании «Адюльтер» набрал более миллиона просмотров на Youtube.

В июне 2013 года «Аэроэкспресс» стал обладателем сертификата, подтверждающего полное соответствие деятельности компании требованиям международного стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Свидетельство было выдано Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта.

В сентябре 2013 года фирменное звучание «Аэроэкспресс» было оценено Аудиобрендинг-академией и вошло в десятку претендентов на звание «Лучший проект». В декабре 2013 года ролик «Аэроэкспресс» про честного таксиста признан одним из лучших рекламных роликов России за 2013 год, по мнению читателей и редакции крупнейшего российского портала о рекламе AdMe.ru.

В декабре 2013 года видеоролик компании «Аэроэкспресс» занял первое место в номинации «Лучшее корпоративное видео среди предприятий смежных отраслей» Первой Национальной премии «Авиационное корпоративное видео».

В феврале 2014 года мобильное приложение «Аэроэкспресс» получило премию Digital Communications Awards — 2014.

В июне 2014 года компания «Аэроэкспресс» получила сертификат ISO 27001:2005 — Международный стандарт по информационной безопасности, став первой транспортной компанией в России, удостоенной столь высокой оценки со стороны международных экспертов в области применения IT-технологий в бизнесе.

Стандарт ISO/IEC 27001 включает в себя руководящие принципы авторитетной международной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), а также лучшие практики обеспечения информационной безопасности, которые ранее были обобщены Британским институтом стандартов в BS 7799.

В ноябре 2014 года передовая технология бесконтактной оплаты проезда Pay@Gate банковскими картами Visa payWave и MasterCard PayPass в считанные секунды непосредственно на турникете, внедрённая компанией «Аэроэкспресс» при поддержке платёжной компании Visa в августе 2013 года, была отмечена премией Лучшие в России/Best.ru в категории «Транспорт».

А также в 2017 году проект «Аэроэкспресс» «Строительство железнодорожного терминала для обслуживания пассажиров на станции аэропорт «Домодедово» занял 2 место в специальной номинации «Управление проектами в сфере строительства» ежегодного конкурса профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп».

В мае 2018 года «Аэроэкспресс» был номинирован на престижную международную награду в области управления проектами PMO Global Awards. Корпоративная система управления проектами (КСУП), разработанная и используемая сегодня «Аэроэкспресс», была выбрана Организационным Комитетом премии как лучший проектный офис в России.

Руководители «Аэроэкспресс» несколько лет подряд входят в топ лучших управленцев в категории «Транспорт» бизнес-рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров».

Критика

Компания неоднократно подвергалась критике за монопольно высокие цены на проезд в Аэроэкспрессах. Так, самый дешёвый билет от Киевского вокзала до аэропорта Внуково в 2017 году стоил 500 рублей (при этом на линии тогда не использовался инновационный подвижной состав), в то время как такой же по протяжённости проезд в обычных, сходных по качеству электропоездах РЖД и ЦППК обходится пассажирам примерно в 100 рублей.

В июле 2017 года начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер подверг критике компании-перевозчики ООО «Аэроэкспресс» и ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» за отказ от применения в их электропоездах рекуперативного торможения. Все расходы за использование электроэнергии частными компаниями-перевозчиками ложатся на ОАО «РЖД», а самим частным компаниям на уровне Правительства России установлены значительные финансовые преференции, включая льготную 1-процентную ставку за использование инфраструктуры РЖД. Отказ от применения рекуперативного торможения приводит к увеличенному сверх меры расходу электроэнергии на тягу поездов, вызывает существенные финансовые потери бюджета ОАО «РЖД». По итогам за 2017 год РЖД отмечало значительное число транспортных происшествий с поездами «Аэроэкспресс», в ходе которых в результате наездов погибло более 15 человек.

В связи с запуском Московских цетральных диаметров и продлением маршрута аэроэкспресса из аэропорта Шереметьево до Одинцова 21 ноября 2019 года увеличилось время в пути между аэропортом и Белорусским вокзалом с 35 до 50 минут.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: