Стрыйковский, Матей


Матей Стрыйковский (Матвей; Мачей; польск. Maciej Stryjkowski; 1547, Стрыков, Мазовия — между 21 октября 1586 и 1593) — польский историк, поэт и писатель и дипломат, католический священник (капеллан). Первый историограф Великого княжества Литовского.

Биография

Происходил из обедневшей шляхетской или мещанской семьи. Родился в городе Стрыков около Лодзи, в Мазовии. Дата рождения — 1547 год — известна из подписи к портрету автора, помещённом в первом издании его хроники. Вследствие полученного ещё в детстве удара по голове колоколом Матей Стрыйковский заикался — это обстоятельство усложняло общение с окружающими и стало причиной множества комплексов. Его отец — Якуб, — вероятно, был возным в суде. В 1553 году его отдали на обучение в приходскую школу в Бжезинах, где он учился девять лет. Окончив приходскую школу, Матей Стрыйковский поступил учиться в Краковский университет, который завершил в 1569 году.

В 1563 году приехал в Великое княжество Литовское, в войске которого, вероятно, служил до 1573 года. В армии был «рыскуном» (разведчиком), возможно, участвовал во взятии Уллы (август 1568) и обороне Витебска (сентябрь 1568). Начальником Стрыйковского был ротмистр Александр Гваньини из Вероны — наверняка Матей научился делать планы и рисунки замков и крепостей именно от него. В солдатских путешествиях по обширной территории Великого княжества Литовского он собирал материалы для своих будущих произведений, посещал памятники прошлого: руины замков, курганы, поля битв и давал их описание в своих произведениях.

Рукопись Стрыйковского — историко-географическую зарисовку Литвы, Пруссии, Инфляндии, Московии, подготовленную к печати, взял для прочтения Александр Гваньини и не вернул её. Книга вышла в свет в 1578 г. в Кракове, но под фамилией Гваньини, и получила большой резонанс в Европе. Тогда Стрыйковский подал протест королю, добиваясь не только суда над виновным, но и публичного признания собственного авторства. Таковое король признал в грамоте от 14 июля 1580 г., но и после этого книга неоднократно переиздавалась под фамилией итальянца — в 1581 г. в Спире, годом позже в Базеле, затем во Франкфурте. Имели место ещё более поздние издания.

В 1572—1574 Матей Стрыйковский, навсегда распрощавшись с военной службой, несколько раз побывал в Польше — в Люблине, а затем в Кракове. В 1574—1575 годах он входил в состав посольства А. Тарановского в Стамбуле в качестве художника, секретаря, возможно, получая тайные поручения о сборе информации, а после возвращения из Стамбула подался в Литву, где нашёл опеку при дворе князя Слуцкого Ежи Олельковича. Несколько лет (с конца 1575 до 1579 г.) писатель провёл при дворе слуцких князей Олельковичей, и это время стало самым плодотворным во всём его творчестве. Здесь он работал с историческими материалами, которые накапливал в течение нескольких лет. Так появилось произведение Стрыйковского «О началах…», вдохновителем которого был Олелькович. Стрыйковский продолжал изучать польские хроники и русские летописи. В 1578 г. он закончил первый вариант своей новой книги — «Хроники польской, литовской, жмудской и всей Руси». Главное внимание в «Хронике» уделено воссозданию истории Литвы. События русской истории киевского периода выделены Стрыйковским в особый раздел.

Типичный представитель историографии XVI — XVII вв., Стрыйковский широко пользовался народными сказаниями, которые стремился тут же увязать с Библией и высказываниями авторитетных учёных древности. Для написания книги он привлёк данные археологии, использовал большое количество устных и письменных источников польского, литовского, византийского, западноевропейского происхождения, дополнив их собственными наблюдениями. Среди этих источников находились и русские летописцы. «Хроника» Стрыйковского впервые была издана в 1582 г. на польском языке в Кенигсберге и состояла из 25 книг, разделявшихся на главы.

Хронист XVI в. Матей Стрыйковский был первым, кто начал привлекать древние памятники как серьёзный исторический источник и с помощью этого источника пытался объяснить некоторые не вполне ясные моменты истории (место битвы и другое). Так он исследовал Рогволодов камень, церкви и монастыри Полоцка, Друи. Разъезжая по Беларуси, изучал постройки Ольгерда и собирал сведения о тех, которые не сохранились. Исследовал Стрыйковский и Борисовы камни — огромные валуны с надписями полоцкого князя Бориса Всеславича; он посчитал необходимым дать в «Хронике» своё объяснение находке.

В 1579 году стал каноником Жемайтским по протекции епископа Мельхиора Гедройца.

Произведения

  • «Гонец добродетели» («Goniec cnoty…»; Краков, 1574). Генеалогическая поэма, посвященная правителям Польши и Великого княжества Литовского.
  • «О началах, истоках, деяниях славных рыцарских народа литовского, польского, жмудского, русского…» (польск. «O początkach… sprawach rycerskiego sławnego narodu litewskiego…»). Рукопись 1577 года; издана в 1978 году. Эпическая поэма. Описывает события в Великом княжестве Литовском.
  • «Описание европейской Сарматии» (польск. «Sarmatiae Europeae descriptio»; 1578). Издана под именем Александра Гваньини, авторство Стрыйковского было подтверждено королевским судом, но работа продолжала издаваться как труд Гваньини.
  • «Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси» (польск. «Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi»; Кёнигсберг, 1582). Наиболее известный труд Стрыйковского, описывает события в Речи Посполитой до 1581 года. Содержит рифмованные вступления на польском языке, сочиненные Стрыйковским. Является творческой компиляцией хроник Длугоша, Меховского и других.
  • Стрыйкоўскі М. Пра слаўную перамогу Літвы i Русi пад Оршай з дапамогай палякаў над 80 000 маскоўскага войска году 1514// Славянамоўная паэзія Вялікага Княства Літоўскага XVI-XVIII стст. - Мн., 2011.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: