Вокзальная площадь (Выборг)


Вокзальная площадь — площадь у железнодорожного вокзала Выборга, при пересечении улиц Вокзальной, Железнодорожной и Ленинградского проспекта. Примыкает к другой городской площади - Привокзальной.

Первое здание железнодорожного вокзала

Формирование площади было предусмотрено генеральным планом развития Выборга 1861 года. В 1863 году начались работы по прокладке от Выборгского порта Александровской перспективы (ныне Ленинградский проспект) до планируемой железной дороги путём засыпки части залива материалами от разбираемых куртин Рогатой крепости. На отвоёванной у залива территории образовалась обширная площадь, в северо-восточной части которой по проекту К.А. Эдельфельта в 1869 году было построено деревянное здание вокзала для новой железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Гельсингфорс, открытой в 1870 году. Другой постройкой на площади стала гостиница «Европа», возведённая в 1870-х годах.

Финское название Rautatieaseman aukio переводится как площадь Железнодорожного вокзала; в русской литературе площадь первоначально именовалась Железнодорожной, затем, с сороковых годов 20 века, параллельно использовались названия «Привокзальная» и «Вокзальная».

Второе здание железнодорожного вокзала

В 1913 году по проекту архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса было построено новое гранитное здание вокзала в стиле национального романтизма, по конструктивному решению аналогичное зданию вокзала в Гельсингфорсе. Оно разместилось ближе к береговой линии, на месте снесённой гостиницы «Европа». Другим заметным зданием в том же стиле стал дом М. Пиетинена, возведённый в 1907 году. Фасад, выходящий на площадь, был спроектирован архитектором А. Линдгреном.

Площадь приобрела значение важного транспортного узла: не только для железнодорожного, но также трамвайного и автомобильного. На ней с 1929 года функционирует первая в Финляндии автомобильная заправочная станция, спроектированная архитектором О.-И. Мёурманом для фирмы «Shell». А в 1932 году в стиле функционализма здесь был выстроен первый в Фенноскандии автовокзал, спроектированный В. Кейняненом и расширенный в 1936 году архитектором У. Ульбергом.

Современное здание железнодорожного вокзала и «Памятный знак городу Выборгу»

Во время советско-финской войны 1941−1944 г. здание выборгского железнодорожного вокзала было разрушено. Сохранилась его небольшая часть — багажное отделение. Серьёзно пострадал и бывший дом Пиетинена, восстановленный с отклонениями от первоначального проекта. Послевоенное здание вокзала в стиле сталинский ампир возведено в 1953 году по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова. Напротив в 1959 году выстроено близкое по стилю жилое здание, на первом этаже которого длительное время располагались управление Выборгской таможни и валютный магазин «Берёзка». В 2006 году в ходе реконструкции на площади был установлен «Памятный знак городу Выборгу» работы скульптора В.П. Димова. Памятник представляет собой букву W на части земного шара. Буква увенчана крепостной короной, на которой написано название города на русском, шведском и финском языках: Выборг, Wiborg, Viipuri.

А к 2009 году было принято решение об устранении путаницы с названием площади путём её разделения на Вокзальную (у главного здания вокзала) и Привокзальную (у здания багажного отделения).

  • Дом Пиетинена до войны

  • Развалины вокзала в 1942 году

  • Здание вокзала в 1980 году

  • Дом Пиетинена после восстановления

  • Жилой дом с помещениями Выборгской таможни



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: