Мельница (кинокомпания)

10.12.2020

Студия анимационного кино «Мельница» — российская анимационная студия, выпускающая мультипликационные фильмы. Создана в 1999 году, учредителями выступили «Фонд Кино» и компания СТВ. Расположена в Санкт-Петербурге, на проспекте Большевиков, дом 34, корпус 2.

История

Компания «Мельница» была основана в 1999 году кинопродюсером Сергеем Сельяновым и руководителем студии «Миди-Синема» Александром Боярским для создания двухсерийного мультфильма «Приключения в Изумрудном городе». Планировалось производство полнометражного мультфильма для кинопроката, но планам помешал финансовый кризис 1998 года. Название студии выбрали первое пришедшее в голову (студия располагалась на Мельничной улице в Санкт-Петербурге). Компания была учреждена на паритетных началах: 50 % принадлежало Боярскому, 50 % — кинокомпании «СТВ», принадлежащей Сельянову. Управление финансами обеих компаний изначально было общим. Помещение для компании было арендовано в одном из зданий «Леннаучфильма». Для своей компании Боярский и Сельянов максимально вложились только в студию звукозаписи и зал Dolby для перезаписи фильмов. Сотрудников набирали для работы на сдельной основе. Впоследствии проект «Приключения в Изумрудном городе» заинтересовал компанию «НТВ-Кино», и она подключилась к производству. К 2000 году были созданы четыре серии продолжительностью 24 минуты. Всего, по замыслам создателей, должны были выйти 26 серий. Однако на волне смены собственника НТВ и медиагруппы «Медиа-Мост» сотрудничество было прекращено.

В 2002 году по собственной инициативе начали производство мультфильма «Карлик Нос» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Мультфильм вышел на экраны 20 марта 2003 года и собрал в прокате $700 000, что для российского кинорынка стало своеобразным рекордом, поскольку из десятка снятых с начала 1990-х полнометражных мультфильмов лишь два («Незнайка на Луне» и «Новые бременские») были выпущены в прокат. Продвижением всех дальнейших полнометражных работ «Мельницы» занялась принадлежащая «СТВ» прокатная компания «Наше кино».

В 2003 году Боярский, получив письмо от студента из Днепропетровска с отрывком сценария о приключениях Алёши Поповича на современный лад, показал полученный отрывок Сельянову. Идея понравилась обоим и они решили перейти на «российский фольклор». Мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» создавался всё лето 2004 года и вышел в декабре, когда российский кинорынок находился уже на подъёме. При бюджете $2,4 млн мультфильм собрал почти $2 млн.

Вышедший 16 марта 2006 года «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» также не окупился в прокате, при бюджете $3 млн собрав чуть большую сумму. Но уже следующий мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», вышедший на следующий год, собрал $10 млн при бюджете в $3,5 млн, тем самым окупившись в прокате.

До 2010 года кинопрокатчики неохотно выделяли вечерние сеансы для показа мультфильмов, считая их (мультфильмы) более подходящими для утренних и дневных сеансов. После проката в 2010 году мультфильма-кроссовера «Три богатыря и Шамаханская царица» ситуация начала меняться, и под показ мультфильмов начали отдавать больше вечерних сеансов. Кроме того, выплата создателям причитающейся доли от сборов производилась с задержкой, так, например, к началу 2013 года кинопрокатчики ещё не завершили расчёт за показ «Шамаханской царицы» в 2010 году.

Первоначально «Мельница» производила лишь продукцию по технологии 2D, но затем в 2011 году был создан отдел для работы над 3D-продукцией, после чего началась работа над мультфильмом «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». По данным Вадима Сотскова, директора компании «КиноАтис», выпустившей мультфильм «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», рисованная 2D-анимация по себестоимости в среднем на 25 % дешевле, чем 3D. Компания частично компенсирует затраты за счёт параллельной работы над несколькими проектами, благодаря чему персонал можно перераспределять.

Мультфильм «Иван Царевич и Серый волк», вышедший в конце 2011 года, в 2012 году стал лидером проката среди российских фильмов, собрав в России и странах СНГ, по данным Forbes, $29 млн при бюджете $7,5 млн. Прибыль студии при этом составила $4,5 млн, а в конце 2013 года вышел сиквел этого фильма — «Иван Царевич и Серый волк 2». Также в начале 2016 года вышла 3-я часть.

С осени 2014 года студия находится в новом здании на проспекте Большевиков.

Изображения с постера к мультфильму «Три богатыря и Шамаханская царица» появились на изображении монет номиналом 25 рублей образца 2017 года, а с 2020 года часть денег будут тратить для борьбы с глобальным потеплением на Земле по парижскому соглашению и на борьбу с пандемией коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 и его последствий.

Стилистика

Основной упор студия делает не на высокохудожественную анимацию, а на интересный сюжет. По оценкам профессионалов[обтекаемое выражение], качество анимации продукции «Мельницы» — среднее, но Александр Герасимов, гендиректор «Мастер-фильма», считает это скорее достоинством студии, поскольку её продукция окупается. Совладелец компании «Рики» Анатолий Прохоров также отмечает, что у «Мельницы» «небезупречные сценарии, режиссура и неровный по качеству мультипликат», а сами создатели «работают технологически простыми средствами», но при этом их продукция нравится зрителю.

Работы

Первыми мультипликационными проектами были рекламные ролики для телевидения, короткометражный мультфильм Константина Бронзита Die Hard (Гран-при международного мультипликационного кинофестиваля ANNECY’98), а также работа для «Poseidon Film Distributors Ltd» (мультипликационные сериалы Global Bears Rescue и Technology).

Полнометражные

Ниже перечислены полнометражные мультфильмы студии, которые уже были выпущены в прокат.

Мультсериалы

Короткометражные мультипликационные фильмы

  • Die Hard, 1996, режиссёр Константин Бронзит
  • Salute to the Viktors, 1997, режиссёр: Александр Макаров
  • Good Morning, 2000, режиссёр: Денис Чернов
  • Technology Series, 1998, режиссёры: Денис Чернов, Илья Максимов
  • There Was an Old Lady, 2002, режиссёр Константин Бронзит
  • «С добрым утром», 2001, режиссёр: Денис Чернов
  • «Божество», 2003, режиссёр: Константин Бронзит
  • House That Jack Built, 2004, режиссёр: Константин Бронзит
  • Look Before You Leap, 2004, режиссёры: Ольга Образцова, Екатерина Шрага
  • «Кот и лиса», 2004, режиссёр: Константин Бронзит (в серии «Гора Самоцветов» при содействии студии «Пилот»)
  • «Маленькая Василиса», 2007, режиссёр: Дарина Шмидт
  • «Уборная история — любовная история», 2007, режиссёр: Константин Бронзит
  • «Закон жизни», 2008, режиссёр: Ришат Гильметдинов
  • «Здрайверы», 2009, рекламные ролики
  • «Мы не можем жить без космоса», 2014, режиссёр: Константин Бронзит
  • «Вологодский пломбир», 2018, рекламный ролик
  • «Вологодский пломбир», 2019, рекламный ролик
  • «Он не может жить без космоса», 2019, режиссёр: Константин Бронзит

Актёры студии

  • Константин Бронзит
  • Максим Сергеев
  • Елена Шульман
  • Сергей Маковецкий
  • Екатерина Гороховская
  • Ксения Бржезовская
  • Александр Боярский
  • Олег Куликович
  • Валерий Соловьёв
  • Дмитрий Быковский
  • Наталья Данилова
  • Михаил Хрусталёв
  • Анатолий Петров
  • Татьяна Бунина
  • Мария Цветкова
  • Михаил Черняк
  • Александр Демич
  • Яков Петров
  • Андрей Кузнецов
  • Никита Ефремов
  • Иван Охлобыстин
  • Михаил Боярский
  • Дмитрий Высоцкий
  • Сергей Русскин

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: