Организация авиационных и наземных обработок

26.01.2016

Авиационные обработки. Для обеспечения хорошей работы самолетов необходимо заблаговременно оборудовать рабочие посадочные площадки, выбрав для них наиболее подходящие участки из числа намеченных во время осенней регистрации.
При выборе площадок необходимо иметь в виду, что они должны находиться по возможности в центре расположения залежей кубышек и с таким расчетом, чтобы расстояние до наиболее отдаленных мест обработки не превышало 10 км; располагаться на твердых целинных или пастбищных землях или, в крайнем случае, на старых (3—4 года) люцерниках или житняках. Площадка должна быть тщательно выровненной (уклон не должен превышать 2,5 м на протяжении 100 м) и обозначенной хорошо видными опознавательными знаками по углам и в центре. Размер площадки не менее 200х600 м с открытыми подходами (за 200 м от границ не должно быть никаких препятствий).
Участок, намеченный под рабочую посадочную площадку, должен быть осмотрен представителем Гражданского воздушного флота, который должен сделать заключение о пригодности участка, здесь же на месте дать подробные указания по подготовке и оборудованию площадки. По окончании оборудования рабочая посадочная площадка должна быть принята представителем Гражданского воздушного флота с составлением соответствующего акта.
Большое значение имеет также правильная подготовка участков под авиаобработку. Обрабатываемые самолетом участки должны иметь длину гона самолета не менее 500 м и находиться не ближе чем в 300 м от жилых построек, скотных баз, скотопрогонных путей, источников водоснабжения людей и домашних животных.
Успех истребительных работ зачастую зависит от производительности используемых агрегатов, особенно это важно при авиационных обработках, где от способа борьбы производительность может увеличиться на 10—20 и даже 30%, что особенно важно, если учесть, что хорошо выполненными работами являются те, где борьба с саранчой завершена в личиночных возрастах.
В борьбе с вредными саранчовыми применяются челночный, загонный и заходный способы, а также способ одновременной обработки участков.
Челночный способ заключается в том, что над обрабатываемым участком самолет проходит туда и обратно над одной и той же парой сигнальщиков; после выключения аппарата летчик набирает высоту не менее 50 м и делает полный разворот, самолет описывает почти полную окружность и затем снова заходит на участок по линии, указываемой перешедшими сигнальщиками. Вновь обработанная полоса находится рядом с предыдущей (рис. 27). Этот способ применяется как на больших, так и на малых участках, однако на последних развороты занимают слишком много времени.
Загонный способ применяют па обработке больших массивов (см. рис. 27). При этом способе на развороты идет гораздо меньше времени, чем при челночном, и производительность поэтому на 10—20% выше. Для проведения обработок по этому способу требуется четверо сигнальщиков, находящихся на двух сигнальных линиях. Одна пара передвигается от одного края участка к середине, а другая от середины к противоположному краю.
Способ одновременной обработки применяют при наличии вблизи друг друга небольших участков, подлежащих обработке. При этом способе за один заход аппарат включается поочередно над каждым последующим участком.
Самолетом осуществляются только довороты вследствие пространственного расположения участков по отношению друг к другу, а стандартные повороты редкие.

Организация авиационных и наземных обработок

Этот способ также производительнее челночного, если обрабатываемые участки не очень далеки друг oт друга и не очень малы по площади.
Заходный способ применяется на сильно пересеченной местности вследствие уклона в одну сторону или при невозможности полета против солнечных лучей. При этом обработка участка ведется только в одну сторону с разворотом и возвращением обратно вхолостую.
К началу работы самолетов необходимо завезти на рабочие аэродромы нужное количество пестицидов, авиационного бензина и авиационного масла, инвентарь для загрузки препаратов в самолет и другое оборудование, включая противопожарные средства (огнетушители, ящики с песком и пр.).
Каждый аэродром должен быть обеспечен рабочими для приготовления рабочих составов препаратов и загрузки их в самолет и обученными сигнальщиками. При проведении авиационного опыливания для приготовления рабочих составов препаратов и их загрузки на каждый самолет Ан-2 выделяют 6—8 человек, сигнальщиков — 2 человека на 1 самолет, а при больших гонах и плохой видимости — 3—4 человека.
Всеми работами на аэродроме руководит агроном по защите растений или техник по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Он следит за соблюдением правил приготовления рабочих составов препаратов, за загрузкой их в самолет, ведет учет расхода препаратов и времени, затрачиваемого самолетом на каждый полет для обработки зараженного участка.
Производить авиационно-химические работы без хорошо видных сигналов запрещается. Как правило, авиационная обработка производится по двум сигналам. Сигналы должны быть стандартными и состоять из древка (2—3 м длиной) с рамкой на конце (1,4х0,7 м), на которую натянуто полотнище двух цветов — белое и красное (70х70 см каждое).
Расстояние между сигнальщиками должно обеспечивать хорошую видимость сигналов с самолета (не более 2 км по длине юна). Предельная ширина перехода — 30—40 м. Переход сигнальщиков осуществляется против ветра или под углом к нему во избежание попадания препаратов на сигнальщиков.
На самолете Ан-2 установлен один бак для порошкообразных и жидких препаратов емкостью 1400 л. В зависимости от удельного веса препаратов в бак загружается 900—1000 кг порошкообразных или 1000—1100 л жидких ядохимикатов.
Соблюдение заданной нормы расхода препаратов на единицу обрабатываемой площади является непременным условием высокой эффективности авиационно-химических работ. Точное соблюдение заданной нормы расхода препаратов достигается установкой специальной аппаратуры на соответствующий этой норме секундный выпуск, определяемый по следующей формуле;
Рсек = НШС/10000,

где: Pсек — расход препарата в 1 секунду (кг/сек),
H — норма расхода препарата на 1 га (20 кг/га),
Ш — ширина перехода сигнальщиков (40 м),
С — скорость самолета (44,5 м/сек).
Подставляя в формулу цифровые обозначения, указанные в скобках, узнаем, что секундный выпуск равен 3,56 кг/сек. Зная секундный выпуск препарата и разовую загрузку самолета, можно легко рассчитать, за сколько времени опорожнится бак. В данном случае это произойдет за 4 минуты 40 секунд (1000 кг : 3,56 кг = 280 сек.).
Проверку правильности установки секундного выпуска ядохимикатов производят перед началом работы путем определения времени опорожнения небольшого и точно определенного количества препарата при пробном полете над обрабатываемым участком. Засекая время опорожнения бака непосредственно с земли, можно периодически проверять правильность нормы расхода препарата на единицу обрабатываемой площади.
Прием обработанных площадей от авиации должен производиться по акту с обязательным обмером площади в натуре и увязкой с фактическим расходом препаратов.
Если по условиям местности (плавни, болота и т. п.) обмер произвести нельзя, то для определения обработанной площади длину ее устанавливают путем умножения скорости самолета в секунду (в м) на время, затраченное на один полет между сигналами, а ширину — по числу переходов сигнальщиков, после чего длину ум,ползают на ширину и, чтобы получить площадь в гектарах, делят на 10 000.
Наземная обработка. Работа тракторных опыливателей и опрыскивателей организуется следующим образом. Вдоль намеченного направления движения машины по участку устанавливается несколько хорошо видных вешек, которые по мере движения машины переставляются на требуемое расстояние, т. е. на ширину полосы, обрабатываемую машиной. По достижении границы участка машина делает разворот и, двигаясь по линии переставленных вешек в обратном направлении, обрабатывает следующую полосу и т. д. Таким образом обеспечивается обработка всего участка относительно без огрехов.
Заправка машин рабочим составом препарата должна производиться непосредственно на обрабатываемом участке, чтобы полностью исключить холостые пробеги машины к месту заправки. Приготовление рабочих составов препаратов производится на специально организованном стане у границы обрабатываемого участка или в удобном для работы месте.
Способы обработки зараженных участков могут быть различными в зависимости от конкретных условий.
Как правило, против саранчовых должны применяться сплошные обработки, особенно в борьбе против стадных саранчовых, личинок I и II возрастов нестадных, а также против плотных масс саранчи на посевах или около них.
При обработке движущейся кулиги саранчи необходимо обрабатывать не только площадь, фактически занятую кулигой, но и непосредственно несколько впереди нее, начиная обработку за 200—300 м от головы кулиги и охватывая площадь то ширине, несколько превышающей ширину фронта кулиги.
При больших зараженных участках и недостатке времени или препаратов для сплошной обработки смогут быть применены лен точные обработки. Этот способ заключается в том, что обработка участка проводится не сплошь, а полосами — лентами. Ширина обрабатываемых лент и оставляемых между ними необработанных промежутков должна быть не более 40—50 м.
Концы обрабатываемых лент во всех случаях необходимо соединить одной общей обработанной полосой, создавая таким образом замкнутую сеть лент. Обрабатываемые ленты должны располагаться поперек направления движения кулиг саранчи.
Для недопущения саранчи на посевы могут быть применены защитные полосы — способ состоит в том, что вокруг участка, окруженного саранчой, или с той стороны, откуда она угрожает переходом на посев, сначала обрабатывают полосу шириной 20—50 м (при хорошем травостое) или 100—120 м (при редкой и выгоревшей растительности), а затем проводят обработку площади, зараженной саранчой, по направлению от защищаемого посева вглубь саранчовых кулиг.