Дальнейшее развитие мельницестроения в Европе

22.01.2016

Паровая машина открыла возможность совершенствовать технологический процесс помола, так как значительная мощность паровых установок позволяла увеличивать разнообразное оборудование мельниц. Это дало толчок совершенствованию существующих машин для мельниц и созданию новых конструкций, улучшающих помол.
Важнейшая машина мельницы — это машина, дробящая зерно. По сравнению с другим« машинами и аппаратами эта машина забирает наибольшее количество энергии. До половины XIX в. этой машиной был существовавший еще в неолитический период жерновой камень. Несмотря на все усовершенствования, жерновой достав в значительной степени дробил не только ядро зерна, дающее белую муку, но и оболочки, загрязнявшие муку пылью, которую нельзя было удалить из муки просеиванием. Такам образом, стремление улучшить технологический процесс заставило техников думать над новой конструкцией машины для дробления зерна, которая не в такой мере, как на жернове, раздробляла бы оболочки. Крупные частицы оболочек легко можно было бы отделить та сите в процессе дробления из полупродуктов, и тогда получилась бы более белая и чистая мука.
Первые попытки изобретения вальцового станка сделал швейцарец Гельфенбург в Роршахе в 1823 г. Однако эти попытки оказались неудачными. Так! же неудачны были попытки техникой Баллингера в Фене и фон-Кольо в Париже.
Первый практически применимый вальцовый станок был построен техником Мюллером в Люцерне. Это относится к концу 1820 г. Однако эти вальцевые станки с железными валами были неустойчивы в работе, быстро изнашивались. Мельницы на этаж вальцах были построены сначала в Варшаве, затем в Триесте и Фрауенфельде в Швейцарии. Это были первые мельницы, на которых в промышленном масштабе были испробованы первые вальцевые ставки, неудачный опыт которых едва не похоронил правильной идеи новой конструкции размольной машины. Даже и тогда, когда вальцевый ставок оказался высокопроизводительной машиной, более компактной, чем жерновой постав, и забирающей значительно меньше энергии, фабриканты жерновых постанов использовали неудачный опыт вальцовых мельниц, для того чтобы успешнее конкурировать с вальцевым станком.
В 1834 г. швейцарский инженер Зульцбергер (Цюрих) изменил конструкцию первых вальцевых станков, устранил наиболее существенные недостатки ее и дал вполне применимую устойчивую конструкцию этой машины. В Фрауенфельде неудачным строителем вальцевых мельниц Мюллером было организовано акционерное общество для производства вальцевых ставков инж. Зульцбергера. Негодные станки да мельницах в Варшаве, Триесте и Фрауенфельде были заменены станками конструкции Зульцбергера и дали превосходные результаты. Паровая машина и вальцевый станок стимулировали промышленное развитие мукомольного производства. Слабый ветряный двигатель и территориальная ограниченность водяного двигателя теперь уже не мешали развитию мукомольного производства в промышленных центрах. Однако эти мельницы высокой производительности были построены в значительной степени на жерновых поставах. Новым типом мельниц была паровая мельница. В Пруссии в конце 1830 г. насчитывалось уже несколько паровых мельниц, а в одном Берлине их было в 1836 г. три. В Австро-Венгрии первая паровая мельница была пущена в ход 20 сентября 1836 г. (Оденбург, Венгрия). Эти мельницы строились главным образом либо в центрах с крупным населением как Берлин, либо на водяных путях, или в портах для обслуживания широкого внутреннего рынка и экспорта. В Германии этот период был периодом ожесточенной борьбы крупной буржуазии о пережитками крепостных отношений. На почве еще действовавшего закона о принудительном помоле водяные мельницы помещиков мешали развивать крупное фабричное производство, оборудованное паросиловыми установками. Так, например, в Ганновере крупная паровая мельница, вырабатывавшая сортовую муку для внутреннего потребления и экспорта, обанкротилась благодаря конкуренции помещичьих водяных мельниц.