Влияние американской техники на европейскую

22.01.2016

Англия. В некоторых странах Западной Европы многие столетия господствовала система разового помола, который и до настоящего времени сохранился на ветряных и примитивных водяных мельницах крестьян. На таких мельницах зерно вместе с оболочками размалывалось в жерновых поставах в один прием, а при потении хлеба мука просеивается на ручных ситах из конских волос. В промышленных центрах в начале XVII в., как, мы уже указывали, на мельницах был установлен пеклевальный мешок или цилиндрическое сито (бурят), которые давали возможность получать муку различных сортов.
Промышленный переворот — возникновение капиталистического производства — двинул вперед и мельничное дело, причем раньше всего в США. Недостаток рабочих рук и высокая заработная плата заставляли американцев прибегать к рациональной технической организации производства. Благодаря этому уже в начале XIX в. в Америке, главным образом в штате Пенсильвания и по реке Миссисипи, были построены сотни автоматических мельниц типа Эванса. Влияние американской мельничной техники сказалось прежде всего на английской промышленности, отчасти вследствие того, что в то время экономическая связь Америки с Англией была больше, чем с другими европейскими странами, а отчасти и вследствие общности языка. Все же это влияние стало проявляться лишь по окончании войны с Америкой. Последнее видно из того, что самый солидный английский труд этого времени — Энциклопедия Риса — в отделе мукомольного производства дает очень подробное описание английских мельниц, в котором нет ни одной мельницы американского типа. У Риса, между прочим, говорится, что известный в то время английский инженер Смиттон построил в 1781 г. в Дентфорде для нужд флота мельницу, названную им паровой, по собственной системе, выработанной нм еще в І754 г. В качестве двигателя Смиттон употребил паровой насос Ньюкомена, которым вода подавалась в водяные баки, установленные на достаточной высоте. Из этих баков воду выпускали на наливные колеса, приводившие мельницу в действие.
В конце 1782 г. Уатт настолько усовершенствовал свою паровую машину, что можно было применить ее для непосредственного приведения в действие фабрики. В 1785 т. была построена первая паровая мельница в Лондоне возле моста «черных монахов», которая называлась Альбионской мельницей. Здание и оборудование этой мельницы были построены инж. Джоном Ренни, а паровая машина Уатта была поставлена заводом Волтона и Уатта в Саго. Мельница была лущена в ход лишь в 1786 г., имея десять жерновых поставов для размола пшеницы. Мощность паровой мельницы была 50 сил, причем 1 л. с. размалывала около 29 кг пшеницы в час, потребляя 172 кг угля в час. Но и такой громадный расход топлива считался в то время весьма выгодным, а по результатам размола мельницу Ренни считали образцовой.
В гонце XVIII в. развитие мельницестроения в Англии вдет быстрым холом. Кроме братьев Георга и Джона Ренни, в этой области выделяются имена инж. Моплея, Эткена, Стиля в Лондоне, Фентора, Муррея и Вуда в Лидсе и Ферберна и Лилля в Манчестере. Георг и Джон Ренни построил в Плимуте в то время величайшую в мире мельницу для провиантских нужд флота на 24 жерновых постава, и это была, пожалуй, первая мельница несгораемого типа, так как здание было сооружено из железа и камня. Постава были разбиты на четыре группы, причем каждая группа в шесть поставов приводилась в движение от одного громадного губчатого колеса.
Таким образом, Англия, развивая свою промышленность и стремясь к захвату внешних рынков, вынуждена была решительно вступить на путь крупного фабрично-заводского производства муки. Промышленники Англин искали новых путей развития техники мукомольного производства. Тем не менее не только в XVIII в., но и в начале XIX в. принудительный помол существовал еще во многих тестах. Однако в промышленных центрах закон, воспрещающий непомещикам строить мельницы, уже потерял свою силу. Появились крупные мельницы не только для нужд армии, но и для буржуазии, которая требовала высокого качества муки и заставляла совершенствовать технологический процесс.
Франция. Мукомольное производство во Франции, как мы уже знаем, стояло значительно выше, чем в других европейских странах, и, очевидно, поэтому влияние американской мельничной техники во Франции обнаруживается значительно позднее, чем в Англии. В знаменитой «Методической энциклопедии» Дидро и Даламбера описывается мельница конца XVIII в. почти такого же типа, как ранее приведенная нами. Такой застой мельничной техники объясняется предреволюционным периодом, а затем бурным развитием французской революции и войнами времен Наполеона. Лишь по окончании континентальной войны победоносная, буржуазия начинает строительство и в области мукомольного производства. Однако собственных технических сил было еще недостаточно. Поэтому строительство мельниц англо-американского типа во Франции начато было английскими специалистами. В 1818 г. английский инженер Медслей строит мельницу на четыре жерновых постава в Сен-Кантоно (St.-Quentin). В 1825 г. Эткен и Стиль построили мельницу в Сен-Дени близ Парижа для Бенуа, известного впоследствии во французской мельничной литературе. Однако французы не ограничиваются только подражанием англичанам и американцам. Французские инженеры ввели много своих изобретений, особенно в области транспорта, очистки зерна, сушки и просеивания продукта. К величайшим изобретениям французов того времени относится триер, являющийся и до настоящего времени одной из важнейших машин зерноочистительного отделения. Несомненно, что развитие мельничной техники выдвинуло вопрос об усовершенствовании водяного колеса, применявшегося тоща почти исключительно на мельницах.
Германия. Старая немецкая мельница, описание которой нами приведено, встречалась в Германию до 50-х годов XIX в. Возраставшая потребность в муке лучшего качества в городах и необходимость борьбы с импортируемой французской и английской мукой побуждали и немцев в переходу на американский тип мельницы. Инженеры и промышленные деятели Германии приступили к его изучению.
Первые в Германии мукомольные мельницы англо-американского типа были построены и пущены в ход в Пруссии. Уже в 1825 г. такая установка была устроена в Магдебурге Мурреем из Лидса, в Губене под руководством предприимчивого арендатора Корти. В Берлине немецким механиком Фреундом по образцу английских мельниц была построена паровая мельница в Крацеке (владелец Шуман), а на верхнем Одере работала паровая мельница американского типа, такая же, как и в Губене. Технологический процесс на этих мельницах также давал возможность вырабатывать сортовую муку. Прусское ремесленное управление всячески содействовало этим начинаниям и, между прочим, издало в 1825 г. подробные чертежи и описание лучших английских и американских мельниц, а в 1827 г. послало двух воспитанников Королевского ремесленного института (Ганцеля и Вульфа) в Англию и Америку для практического изучения на месте всего, что относится в новейшей технике мельницестроения.
Отчет Ганцеля и Вульфа был издан по приказу прусского правительства в 1832 г. Эта техники с большим успехом выстроили несколько крупных мельниц и очень умело организовали на них новый технологический процесс.
В западных провинциях Пруссии прославился обер-президент фон-Викке, который в 1830 г. построил первую образцовую мельницу американского типа на Рейне.
В южной Германии раньше всего занялось строительством мельниц американского типа королевское правительство Вюртемберга. Первая мельница американского типа была построена на месте старой мельницы, принадлежавшей казначейству, в Берге близ Штутгарта. Эта мельница была , начата летом 1830 г., закончена в 1831 г., пущена в ход 1 сентября 1832 г. Мельница приводилась в движение тремя водяными колесами и была оборудована десятью жерновыми поставами, время буратами с шелковой тканью, одним пеклевальным мешком, тремя вентиляторами, двумя подъемниками для продукта и просеивающими машинами для зерна. В короткое время мука этой мельницы приобрела такую славу, что уже в 1832 г. пришлось ставить вопрос о ее расширении. Эта мельница была лучшей пропагандой американских автоматических мельниц. Вскоре после Берге такие мельницы были построены в Альтхаузене, Зифлингене, Урафе, Реутлингене, Тюбингене, Эслингене и Гейльбронне.
По примеру прусского правительства баварское объявило 27 февраля 1328 г. конкурс на постройку лучшей мельницы. В этом конкурсе говорилось между прочим следующее: «Назначается награда в 3 тыс. гульденов тому, кто в течение 2 лет соорудит и пустит в ход мукомольную мельницу по крайней мере на три постава, устроенную по образцу успешно работающих уже несколько лет в Англии и Северной Америке».
Единственным претендентом на эту премию выступил механик Шпет из Нюрнберга, который в 1831 г. указал, что им построена и пущена в ход такая мельница на четыре постава, приводимая в действие верхним наливным водяным колесом. Награда была присуждена Шпету в 1832 г., причем было отмечено, что «мельница действительно англо-американского типа, но имеет некоторые видоизменении».
Однако особенного успеха эта усовершенствованная мельница не имела, что видно хотя бы из того, что в 1837 г. союз баварских мукомолов поручил мукомолу Бахману съездить в Вюртембергское королевство для изучения тамошних американских мельниц.
В Прусском королевстве в 1833—1835 гг. быстро начали распространяться мельницы англо-американского типа. Этому особенно содействовало королевское общество морокой торговли. Начиная с 1822 г. это общество в целях содействия данцигским купцам давало местным мельницам перемалывать скупленное им зеро и отправляло полученную тонкую муку частью в Англию, частью в заатлантические порты. Уже в этот период общество морской торговли убедилось, что немецкому мукомолу почти невозможно конкурировать с Англией и особенно с США, и это, конечно, послужило на пользу развития строительства мельниц англо-американского тина. В 1834 г. это общество поручило технику Ганцелю, изучавшему мельницестроение в Америке, перестроить приобретенную им на Одере мельницу в Тиргартене вблизи Олау (Силезия) на восемь жерновов. Эта мельница служила образцом для других выстроенных впоследствии мельниц и вырабатывала муку более высокого качества как для внутреннего потребления, так и для экспорта.
История развития мукомольного производства в Германии отмечает инициативу отдельных предпринимателей, вызванную конкуренцией. Некий купец Витта, арендовавший в Данциге несколько мельниц на 20 жерновых поставов, пригласил техника Вольфа, изучавшего мельницестроение в Америке, перестроить эти мельницы по типу американских. Эти мельницы были выстроены, причем построили еще несколько новых на 11 поставов. В 1835 г. владелец Потсдамской мельницы Крюкман перестроил ее по типу американской автоматической мельницы.
Россия. Усовершенствования американцев в области мукомольной техники начали проникать в Россию в первой четверти XIX в., когда в районе верховьев Волги — в Ярославле и других городах — были построены первые мельницы американского типа.
Потребность промышленных центров в муке лучшего качества и стремление к удешевлению стоимости мукомольного производства заставили русское министерство финансов обратить внимание на Америку, завоевавшую мировой хлебный рынок своей высококачественной мукой.
В 1838 г. по приказу русского министерства финансов была переведена и издана указанная выше отчетная работа Ганцеля и Вульфа.
Однако развитие мукомольного производства в России началось лишь в конце 70-х годов прошлого века, чему способствовало распространение французских жерновов (из «Lа Ferte-sous-Jonarre»), славившихся своими высотами качествами, и несколько позднее вальцевых станков немецкого типа. Строительству новых мельниц усовершенствованного типа способствовало также появление на Волге дешевого жидкого топлива.
Первая паровая мельница в Саратове была выстроена в 1856 г. Зейфертом.
В 1858 г. по проекту швейцарца Герварта мукомол Романов построил в Казани первую паровую мельницу. Мука этой мельницы, известная под названием «казанская крупчатая», приобрела славу на многих рынках России своим высоким качеством.
В 1860 г. англичанином Ферберном была построена мельница в Таганроге на 36 пар жерновых поставов, приводившаяся в движение паровой машиной в 100 л. с3. Производительность мельницы равнялась 180—200 бушелям зерна в час.
интересно отметить, что по проекту Ферберна при мельнице должно было быть оборудовано хлебопекарное производство, предназначавшееся для выпечки хлеба и галет для нужд прусского военно-морского флота. Однако в связи с неудачным окончанием Крымской кампании России но условиям мира было разрешено иметь лишь незначительный военный флот, и поэтому запроектированная хлебопекарни не быта построена.
Этим лее строителе« во время Крымской кампании по заказу правительства в 1856 г. были построены две пловучие мельницы для доставки флоту свежей муки и хлеба. Мельницы находились па судах. И суда и мельницы приводились в движение общими двигателями — двумя паровыми машинами по 80 л. с. в каждой.
С развитием железнодорожной сети и распространением паровых двигателей начинается усиленное строительство мельниц в Нижневолжском районе — главной области произрастания зерна, что способствовало удешевлению производства.
Бурный рост строительства мельниц, главным образом в районах Нижней Волги, начался в 90-х годах прошлого века. Например, в Самаре до 1880 г. имелась лишь одна мельница, а в период с 1880 до 1890 г. было построено пять мельниц.
В одной из фундаментальнейших работ В.И. Ленина приведены характерный данные, относящиеся к развитию мукомольного производства во второй половине XIX в.:
«Берем за такой признак наличность парового двигателя: паровые мельницы — характерный спутник эпохи крупной машинкой индустрии».
Получим такую картину развития фабричного производства в этой области:

Влияние американской техники на европейскую

Непосредственно за бурным ростом медьницестроения в 80-х годах обнаружилось перепроизводство продукции, что объяснялось слабым сбытой муки на русском рывке и неблагоприятными экономическими условиями экспорта.
Русские мельницы дореволюционного периода в основном снабжались оборудованием заграничных фирм при посредничество комиссионной фирмы А. Эрлангера дли через представительства различных заграничных заводов.
Однако передовая русская техника, возглавлявшаяся инж. Добровым (фирма Добровых и Набгольц), создала на своем заводе в России ряд конструкций мукомольных машин, использовав крупнейшие изобретения европейской техники (рассев Хагенмахера, круповейка «Реформа» и др.).